![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повод к написанию и цель послания
Послание к Евреям вызвано заботой апостола о духовном состоянии христиан из иудеев, которые никак не могли отрешиться от своих национальных мессианских идей и от мечты видеть пришествие Христа в качестве земного царя. Они не могли отказаться от своей обрядности и закона, от своего узконационального патриотизма. Когда же начались гонения, то христиане из иудеев, видя, что мессианские ожидания, которые они связывали с христианством, не сбываются, вообще разочаровывались в вере и возвращались в иудейство. Целью аослания было поддержать и утешить уверовавших евреев ввиду их тяжелой участи среди братьев-преследователей. Апостол ставит целью показать преимущество Нового Завета перед Ветхим и значение последнего, как прообраза будущих благ, и тем самым убедить христиан хранить веру и не колебаться в ожидании Небесного Царства, невзирая на нынешние временные страдания. Разделение и содержание послания
Главная тема Послания – изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. В центре повествования – Христос, как действительный и превосходнейший Установитель нового и вечного союза Бога с человеком. Он – вечный Первосвященник, поставленный Богом не в земной, а в небесной скинии. Его жертва – Он Сам, вошедший в эту скинию с жертвой собственной Крови, которой Он омыл грехи верующих и навсегда искупил их (глава 7). Другая тема – спасение, которое достигается только в Церкви, через единение со Христом в Евхаристии (10, 19-20). Земная, историческая Церковь – страждущая, но в своей эсхатологической завершенности она есть торжествующий собор праведников на небеси, Небесный Иерусалим (12, 22–23). Художник и Устроитель которого есть Бог (11, 10). На протяжении всего послания проходит мысль об исполнении, завершении Ветхого Завета и в Новом через принесение жертвы Христовой, в которой совершилось и наше искупление (10, 14). И хотя в действительности, христиане переживали скорби, стоял еще и храм Иерусалимский с его жертвами, послание возводит мысль верующих к конечному завершению начатого прославления. В послании временное и историческое рассматривается в неразрывной связи с вневременным, вечным. С этой точки зрения надо понимать и жертву Христову, и наше участие в ней, в служении, и наше спасение. Послание, кроме краткого послесловия (13, 22 – 26), состоит из 2-х разделов: 1. догматического (1, 1–10, 18); 2. нравоучительного (10, 19-13, 21). В догматической части раскрывается превосходство Иисуса Христа как установителя Нового Завета над ветхозаветными установителями. Это достигается через изображение: а) превосходства Христа над пророками (1, 1–3); б) высшего достоинства Христа перед Ангелами (1, 4–2, 17). Христос есть Сын Божий (1, 2–3). Ангелы же – служебные духи, посылаемые Богом для спасения людей (1, 14); в) превосходство Христа перед Моисеем (2, 18–4, 13); поскольку Бог выше твари и Сын выше слуги; г) превосходства первосвященства Христа над священством Аароновым, левитским (4, 14 – 8, 5); д) новозаветные таинства и обряды тоже превосходнее ветхозаветных (8, 6–10, 18), которые есть только «тень будущих благ» (8, 5). Место служения вечного Первосвященника есть Небесное святилище. Скиния истинная, «которую воздвиг Господь, а не человек» (8, 1–2), в то время, как земное святилище – несовершенное и кровь его жертв «не может сделать в совести совершенным приносящего» (9, 9). Нравоучительная часть (10, 19–13, 21) начинается с увещания к твердости исповедания веры, к взаимной любви, к дисциплине жизни и другого. (10, 19–11, 4). Апостол предлагает примеры веры ветхозаветных праведников (11, 1–40), вера которых нашла оправдание в христианстве (12, 1–3). Различными способами апостол побуждает христиан к терпеливому прохождению земного поприща (12 глава): а) увещает подражать вере праведников (12, 1–4); б) грозно предостерегает о неминуемых наказаниях за отступничество (2, 5–29). В 13-й главе апостол призывает евреев к братолюбию (13, 1–7), призывает их подражать вере и добродетельной жизни своих наставников и молиться о них (13, 7–18).
|