![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение численности преступлений, полицейских и судей в 2000 г.
На институциональном уровне функциональный бюрократический паразитизм стремится к абсолютному, тотальному контролю над всеми сферами общественной жизни («бюрократический абсолютизм»), в этой части последствия институциональной коррупции и функциональной сходны: происходит формирование авторитарного режима. Расходы на содержание государственного аппарата достигают астрономической величины. Институциональный функциональный бюрократический паразитизм также как и коррупционный может привести к гибели пораженной социальной системы. Коррупционный и функциональный паразитизм не существует отдельно друг от друга, в реальной действительности они переплетаются, взаимодополняют друг друга, тем самым увеличивая свои высокопатогенные свойства[24]. Следует отметить, что бюрократический социальный паразитизм как в коррупционной, так и функциональной форме поражает не только государственные, но и частные корпоративные структуры. Конечно степень проникновения, размер последствий значительно уступает бюрократическому паразитизму в государственных структурах. К тому же в отличие от государственных структур во главе корпораций стоят собственники, находящиеся над бюрократической системой, а значит способные применять жесткие меры по отношению к административному аппарату, в отличие от глав государств с демократическим политическим режимом, которые представляют и являются частью бюрократического аппарата[25]. Особенно подвержены коррупции предприятия, созданные с участием государства. В России к таким предприятиям можно отнести естественные монополии, госкорпорации. Подводя итог вышесказанному можно предложить следующее определение коррупции. Коррупция – форма социального паразитизма, которая выражается в использовании статуса власти для достижения личной или групповой выгоды. В криминологической и социологической литературе, а также в СМИ указывается на существование в России обширных и устойчивых коррупционных сетей способных к саморегенерации и использующие власть как бизнес [26]. Подтверждает эти данные, и Председатель Национального антикоррупционного комитета, который указывает на существование на рынке государственных услуг нескольких монопольно действующих кланов. По данным Генпрокуратуры рынок коррупции оценивается примерно в 240 миллиардов долларов, что сопоставимо с федеральным бюджетом, а размеры взяток доходят до такого уровня, что средний продажный чиновник может за год купить себе квартиру площадью в 200 квадратных метров[27]. По другим данным, рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. Наибольшие потери возникают в сфере государственных заказов и закупок. Согласно оценкам, потери от коррупции в этой сфере часто превышают 30% всех бюджетных затрат по этим статьям. А по оценкам наших правоохранительных органов, в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. По подсчетам экспертов общественной организации " Технологии - XXI век", мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 млн. долл. в месяц! В год это оборачивается суммой в 6 млрд. долл. Предварительный анализ показывает, что 10% всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. Эти потери напрямую перекладываются на рядовых покупателей и клиентов мелкого бизнеса, поскольку потраченные на взятки деньги закладываются в цену товаров и услуг[28]. Между тем по некоторым оценкам, по стране расхищается примерно 40% бюджетных средств. Специалисты рассчитали и величины откатов фирм, выигравших тендеры: на ремонте ЖКХ - от 35 до 50%; на ремонте дорог - 50%; на строительстве дорог - 35%; на капитальном строительстве - 40%; на закупках продовольствия и лекарств - 20%; на организации общественных мероприятий и благоустройства территорий - 50%. К перечисленному выше, следует добавить слабо изученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций. Например, предоставление коммерческими банками кредитов за взятки. Кредиты за взятки повышают цену продукции и услуг и понижают эффективность экономики, поскольку доступ к ресурсам получают не те, кто реализует нужные потребителям проекты, а те, кто платит взятки. Масштабы коррупции таковы, что Россия признана одной из самых коррумпированных стран мира. Такой вывод делает центр Transparency International, основываясь на ежегодном исследовании индекса восприятия коррупции (ИВК) в 180 странах мира. Центр Transparency International ежегодно измеряет индекс восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны по шкале от 0 до 10 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший. В 2009 году ИВК России составлял 2, 2 и мы занимали 146 позицию. Кардинальных изменений за последний год не произошло. Россия ухудшила свои показатели по уровню коррупции. В 2010 году России было выставлено 2, 1 балла из возможных десяти. Ни одна из стран G8 или G20, кроме России, не попала в низший раздел рейтинга. Россия в рейтинге 2010 года делит свое 154 место с такими странами, как Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан, Конго и Гвинея-Бисау. Из стран СНГ в списке этого года лидируют Казахстан и Молдавия, занимающие 105-е место. Обогнали Россию в списке также Армения (123-е место), Белоруссия (127-е место), Украина и Азербайджан (делят 134-е место). Наивысший балл в рейтинге Transparency International получили Дания, Новая Зеландия и Сингапур - 9, 3 балла. Последнее место в рейтинге заняла Сомали. Ей было присвоено 1, 1 балла[29]. Москва, 1 декабря 2011 г. — В Индексе Восприятия Коррупции в 2011 году (ИВК) Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место из 183 возможных. То есть 76% коррумпирования. Если сравнивать Индекс России в 2011 году с данными 2010 года (индекс 2.1, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.
|