Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возвышение Вавилона. Битва при Мегиддо и гибель Иосии.
После правления Ашшурбанапала Ассирия оказалась ввергнутой в гражданские войны, в разных частях государства одновременно признавались три или четыре царя. В 626 г. халдей Набопаласар захватил власть в Вавилоне. Еще раньше к востоку от Ассирии племена мидян объединились в Мидийское царство. В июле 614 года мидийцы овладели древней столицей городом Ашшуром, после чего заключили союз с Набопаласаром. Никогда еще не обрушивался на ассирийцев столь сокрушительный удар. У них, правда, еще оставалась неприступная Ниневия и надежда на помощь арамейских племен. Но слишком велика была ненависть к империи, чтобы можно было рассчитывать на серьезную поддержку. Даже язычники усматривали в судьбе Ассирии кару за ее преступления. Так, вавилонский летописец видел здесь расплату за святотатства Синаххериба. Летом 612 года Киаксар Мидийский и Набопаласар осадили Ниневию и взяли ее через три месяца. Город был разрушен и разграблен, а царь Ниневии покончил самоубийством. Однако агония Ассирии еще продолжалась. Некий Ашшур-убаллит провозгласил себя царем и укрылся с остатками армии на севере, в Харране. Оттуда он послал гонцов в Египет с мольбой о помощи. Крах Ассирии открывал перед фараоном Нехао возможность восстановить контроль Египта над сирийскими областями. Осенью 609 года египетская армия выступила на север. Захватив филистимский город Газу, Нехао двинулся на север вдоль побережья. В Галилее ему предстояло свернуть на восток и, перейдя Иордан, направиться к Евфрату. Когда царь Иосия получил сообщение о том, что египтяне идут по его земле, он немедленно велел собрать войско, чтобы преградить путь фараону. Нехао не хотел ослаблять своих сил и поэтому отправил послов к Иосии, заверяя его в своих мирных намерениях. «Мне нет до тебя дела, царь Иудейский, писал он, не против тебя я иду сейчас, а иду туда, где у меня война». Но к тому моменту, когда египтяне вступили в Галилею, Иосия уже выстроил свои отряды близ Мегиддо и заявил, что не пропустит фараона с миром. Это была ошибка: иудейский царь не рассчитал своих сил, противопоставив их огромной, хорошо обученной армии Нехао. К тому же Иосия по инерции продолжал считать именно Ассирию главным врагом Иудеи и потому и выступил против Фараона, шедшего на помощь Ассирии. Но Иосия не оценил изменившуюся обстановку и не понял, что главным врагом теперь нужно считать сильное вавилонское царство, а не ослабевшую и агонизирующую Ассирию. Исход битвы был предрешен с самого начала: при первых же выстрелах египетских лучников Иосия, стоявший впереди на колеснице, был тяжело ранен. Его уложили на повозку и погнали лошадей в Иерусалим. Лишенное своего вождя, иудейское войско в беспорядке отступило, а Нехао, разграбив Мегиддо, двинулся дальше. Истекающий кровью Иосия был доставлен в столицу и вскоре умер. Вся страна как бы оцепенела в горе и недоумении: тот, кого почитали лучшим из царей Иудеи, нашел преждевременную смерть на поле боя! Кроме политических последствий, выразившихся в потере независимости, смерть Иосии нанесла серьезный удар по истинному богопочитанию. Люди, видя, что Господь, Которому всем сердцем служил Иосия, не помог Своему рабу, вскоре отвернулись от Яхве и вернулись к поклонению идолам. Завершая разговор об Иосии, следует попытаться ответить на вопрос: как Господь допустил такую бесславную и преждевременную гибель Своего верного раба, лучшего из всех иудейских царей? Прежде всего, нужно учесть, что Иосия, выступив против Нехао II, действовал по своей человеческой воле. А здесь он совершил ошибку, от которой не был застрахован и лучший из людей. Кроме того, в смерти Иосии можно увидеть позитивные моменты. Во-первых, Господь взял к Себе Иосию раньше, чем на Иудею обрушились те бедствия, которые были вызваны грехами нечестивых царей (Манассии и др.) и неверностью народа. О неотвратимости катастрофы возвестила еще Олдама, которая также сказала, что наградой для Иосии будет то, что он не доживет до разрушения Иерусалима и плена иудейского народа (4 Цар. 22, 19-20). Во-вторых, Иосия – последний иудейский царь, который удостоился почетного погребения «в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию» (2 Пар. 35, 24). Достойное погребение играло очень важную роль в мировоззрении древних иудеев. В то же время последующие цари умерли на чужбине (Иоахаз, Иехония, Седекия), а о царе Иоакиме пророк Иеремия и вовсе говорит: «Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (22, 19). Наконец, в Прем. Сол. 4, 7-19 говорится, что Господь нередко допускает раннюю смерть праведника (чтобы изъять его из среды нечестия) и эта кончина является соблазном для нечестивых. Эти рассуждения Премудрого вполне могут быть применимы к царю Иосии, особенно стт. 14, 17 и 19.
|