Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последние цари Иудеи.
Правление Иоакима. После гибели Иосии народ возвел на престол его старшего сына Иоахаза. Через три месяца Иоахаза вызвал в свою ставку фараон Нехао II и объявил, что устанавливает контроль над Иудеей. Царь вынужден был повиноваться. Нехао оставил его у себя в качестве заложника, возведя на трон Иерусалима Елиакима. В знак подчинения Египту тот принял новое имя Иоаким (4 Цар 23, 31-37). Новый монарх не собирался продолжать дело отца. Напротив, он «делал неугодное в очах Господа» и при нем религиозная жизнь пришла в упадок, народ вернулся к поклонению языческим богам. В 605 году после битвы при Кархемише, в которой Навуходоносор нанес поражение египетским и ассирийским войскам, Иудея попадает в зависимость от Вавилона, а в Месопотамию отправляется 1-я партия переселенцев вместе с пророком Даниилом. Однако борьба между Египтом и Вавилоном за контроль над Палестиной на этом не закончилась, и в 601 году фараон на время стал одолевать Навуходоносора. Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. В 597 году армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом. В это время Иоаким умер, и престол перешел к его сыну Иехонии. Видимо, Иоаким погиб в результате битвы с войсками Навуходоносора: хотя о таком сражении и не говорится в Библии, но пророк Иеремия говорил о том, что этот царь не удостоится почетного погребения: «ослиным погребением будет он погребен» (XXII, 19). Иехония решил сдаться на милость победителя. Множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон. Пророк Иеремия возвестил, что вместе с Иехонией были уведены в плен лучшие представители иудейского народа, на которых он теперь и возлагал основные надежды. В притче, написанной около 597 года, он сравнивал их со смоквами, собранными вовремя, а оставшихся – с перезрелыми и гнилыми (гл. 24). Иудея при Седекии (597 – 586). На престоле в качестве наместника Иехонии халдеи утвердили его брата Матфанию, получившего имя Седекии. Время его царствования стало медленной агонией Иерусалима. Царь Седекия, человек слабый и безвольный, сразу же по вступлении на трон оказался игрушкой в руках князей и военных, которые лелеяли безумную мечту освободиться из-под власти Вавилона. Пророк Иеремия тщетно пытался отрезвить их. Тайная подготовка к войне продолжалась. Около 592 года Седекия вынужден был заключить союз с соседними царствами против Навуходоносора. Инициатором союза был фараон, который хотел ослабить Халдею, втянув в борьбу с ней страны Сирии и Палестины. Во время переговоров, в 588 году, Иеремия явился перед народом, неся на шее ярмо и на руках цепи. Он возвестил, что Бог до времени отдал власть Навуходоносору и всякая попытка бороться с ним бесполезна (гл. 27). Вскоре войска Навуходоносора двинулись на Иудею. Они без труда заняли страну. Оборону держали лишь три крепости: Азек, Лахиш и Иерусалим. Переписка этого времени, найденная в 30-х годах нашего века в Лахише, освещает подробности войны. Она содержит депеши, которые слали еврейские военачальники, ожидая помощи от фараона. Встревоженный царь Седекия послал к Иеремии вопросить о будущем. Ответ пророка был неизменным. Помощи ждать неоткуда, необходимо прекратить войну. Зимой 587/586 годов халдеи осадили Иерусалим. Седекия решил умилостивить Бога, отпустив рабов на свободу, как предписывал Закон Моисеев (Исх XXI). Иеремия, разумеется, одобрил этот шаг. Но едва только фараон Хофра вынудил халдеев снять осаду, как все невольники были возвращены своим хозяевам. Пророк гневно протестовал: " Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и отдам вас на озлобление во все царства земли" (34, 17). Тем временем армия фараона была разбита, и халдеи снова осадили Иерусалим. Начались тяжкие дни блокады, голода, уныния. В городе между тем кончались запасы продовольствия. В июле 586 года Седекии донесли, что в северной стене пробита брешь и халдеи проникли в центр города. Царь решился на последнее средство: под покровом ночи он со всей семьей и гарнизоном выбрался через восточные ворота, находившиеся у дворцового сада. Однако незаметно миновать заставы врагов им не удалось. Халдеи устремились за ним в погоню. Седекия, вероятно, хотел скрыться за Иорданом, но близ Иерихона халдеи настигли беглецов и Седекия оказался в руках халдеев. Его отвезли к Навуходоносору, который жестоко покарал Седекию, изменившего ему. На глазах Седекии казнили его сыновей, а сам он был ослеплен и в кандалах отправлен в Вавилон, где вскоре умер. После взятия Иерусалима стены города были разрушены, Храм предан огню, а ценности Навуходоносор приказал вывезти в качестве трофеев. В августе 586 года началась 3-я депортация пленных в Вавилон. Почти все жители городов были угнаны на чужбину. На их место никого не селили. Но тем не менее Навуходоносор не желал полного разорения страны. Он предпочел оставить ее в качестве провинции, наместником которой поставил Годолию. Иеремию, как человека, осуждавшего восстание, освободили из-под стражи. Сначала его по ошибке отправили в лагерь для переселенцев (Иер. 40, 1), но потом наместник Навуходоносора предоставил ему свободу – либо идти в Вавилон, либо остаться в Иудее. Пророк предпочел остаться. Страна лежала в развалинах. Годолия должен был возрождать ее. Но непримиримые противники Вавилона вновь подняли мятеж. Годолия вместе с халдейскими князьями был предательски убит. Халдеи отправили в Палестину карательную экспедицию, чтобы окончательно подавить мятеж. Зачинщики решили бежать в Египет и принудили Иеремию идти с ними. Вскоре было проведено 4-е переселение в Вавилон (Иер. 52, 30). На опустевшей территории Иудеи Навуходоносор, вопреки традиции, не поселил никакие другие народы. Это совершилось по Промыслу Божию, так как отсутствие поселенцев облегчило иудеям возвращение из плена.
|