Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической свободы и гос регулир-я науки
Сама наука рассм-ся как некая власть (Бэкон). Он подчеркнул, что наука помимо просветительского вектора, имеет вектор силы. Т.е. ч-к, использующий науку, становится более могущественным. Власть науки может оцениваться в разных масштабах, в разных системах ценностей. Власть науки подлежит суду. Вопрос о соотношении власти и науки: власть воспринимается как политическая характеристика общ-ва. Здесь речь идет о соотношении 2-х институтов: науки как соц института и власти как полит института. И в результате оказывается, что между ними также существует определенная связь. Соломон говорил, что миром должны править ученые. С переходом к этапу «большой науки» вклад государства в науку сильно увеличился, т.к. затраты на нее были достаточно большие. «Большая наука» вплотную смыкается с политикой, т.к. она укрепляет обороноспособность страны, увеличивает конкурентоспособность продукции. В 60-70 гг. началось движение ученых во власть. Наука: 1. в демократическом обществе: все ответственные решения принимаются демократическим путем. Здесь 2 большие опасности: а) депрофессионализация науки (ответственные решения принимают не ученые); б) разные научные институты будут разрушены, т.е. по существу наука будет разрушена (деинституционализация) 2. в тоталитарном обществе: развивалась военная наука (н/п в Германии, в СССР), остальные науки финансируются по остаточному принципу.
23. Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в культуре. «Науки о духе» и «науки о природе» Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Возрастание роли науки и научного познания, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – все проблемы в обществе можно решить, используя научные методы, знания (точка зрения позитивистов: Конт, неопозитивистов).Философия – разновидность науч познания, по своим методам философия и наука не отличаются. Сторонники сциентизма (наука) утверждают, что наука превыше всего и ее нужно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности. До 18 века общественное мнение было сциентическим Антисциентизм – философия д б антиподом науки, научными методами нельзя обозначить и решить проблему. Методы науки непереносимы на философию (иррацианолисты, Ницше, Шопенгауэр). Представители антисциентизма утверждают, что наука не способна обеспечить социальный прогресс. Наука – враг человека, она разрушает культуру. С 60-х гг. 20 в. Одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать и отвергать. Наука неоднородна, она представлена множеством более частных научных знаний. Вначале все эти виды наук входили в состав философии, и лишь позднее они одна за другой начали «отпочковываться» от своей матери-философии, образуя дочерние виды знания. Классификация наук на основе концепции научного логоса: 1. структурные науки (математика, логика) 2. опытные науки: а)естественные (физика, астрономия, химия, биология) б)синтетическме (экология, теория системы, синергетика, кибернетика) в)гуманитарные (история, эстетика, этика, поэтика, лингвистика) Наука образует единую систему знаний о законах мира. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание, обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки), познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Своеобразной наукой является современная математика. Каждая группа наук может быть подвергнута более общему делению. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя полностью относить к науке. Герменевтики разделили все науки на: науки о природе (здесь действуют законы) – объяснение; науки о душе (события уникальны и не повторяются) – понимание. Объяснение – функция естест наук. По мнению Дейтея объяснить явление – значит подвести его под общий закон. Понимание – функция гум наук. Понимание по дейтею – вчувствование другого человека его жизни. Виндельбанд и Рикерт говорили, что сущ науки о природе (науки о металлах, в-вах, изучающие св-ва предметов) – в общем счете они приходят к законам. И сущ науки о культуре (духе) – гумм науки. Рикерт выделял науки: 1. номотетические – объяснение (физитка, химия); 2. идеографические – описание (гум науки). Вебер считал, что гумм науки можно строить и некоторые гумм науки имеют законы (экономика, социология). Считал, что и гум наука м.б. объективной.
|