Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции событийных групп






Главное их назначение — сделать осуществимым то или иное событие в жизни личности, засвидетельствовать сам факт его осуществления, не только вписать свершившееся событие в биографию самой личности, но и сделать его социально значимым фактом жизни других людей.

Традиционно подобные функции реализуются с помо­щью системы обрядов и ритуалов, которыми сопровож­дается каждое достаточно крупное событие жизненного пути человека. Обряды рождения, инициации и посвящения, юбилеи и свадьбы, похороны и многие другие цере­монии, связанные с культурными и историческими традициями того или иного общества, - это своего рода спектакли, разыгрываемые по общепринятым, переходящим от поколения к поколению сценариям. Меняются лишь исполнители, но не роли; состав событийной груп­пы социально предписан, задан извне, а сама личность — виновник торжества — должна лишь хорошо сыграть свою роль в воспроизводстве типичного события типичного жизненного пути. Однако чем в большей мере человек является субъектом жизненного пути, чем уникальнее его жизненная программа, тем чаще он вынужден быть, по словам Б.Г. Ананьева, одновременно и автором, и режис­сером, и исполнителем своей жизненной драмы. Индивиду­ализация делает жизненный путь более гибким, пластичным, могущим менять свое направление в зависимости от воли автора и изменения жизненных планов. Вследствие этого рас­ширяется и круг лиц, причастных к жизни данного челове­ка. Станут ли они соучастниками его событий — во многом зависит не от укоренившихся обычаев и традиций, а от избирательного отношения к ним самого субъекта.

Таким образом, состав событийной группы может фор­мироваться разными способами: жестко предписываться обычаем или свободно выбираться самой личностью. В свя­зи с этим можно различать социоориентированные событий­ные группы, главное назначение которых — публично засвидетельствовать свершившееся событие, обеспечить ему социальное признание и приблизить к жизни других лю­дей; и личностно - ориентированные событийные группы, ко­торые создаются самой личностью, стремящейся вплести в свою жизнь значимых для нее людей.

По своей величине (количеству участников) событий­ные группы могут изменяться в очень широком диапазоне. Несмотря на возможное достаточно большое число участ­ников определенного события, не все они, с точки зрения личности, являются членами ее событийной группы. Таки­ми становятся лишь значимые для личности люди.

Двадцати испытуемым, мужчинам и женщинам в возрас­те от 19 до 42 лет, предлагалось назвать десять наиболее важных событий их жизни из прошлого, настоящего и предполагаемого будущего. По отношению к каждому собы­тию испытуемые должны были указать главных действующих лиц — других людей, с которыми связано (будет связано) осуществление данного события. Из полученных 200 собы­тий (по 10 от каждого испытуемого) лишь в восьми отсут­ствовали соучастники. В остальных 192 событиях участвовали, кроме самого испытуемого, от 1 до 6 человек. Распределе­ние обнаруженных событийных групп по их величине ока­залось следующим: в 39% случаев в группе было два человека (включая самого испытуемого), в 41% случаев — три, в 14% — четыре, в 5% — пять, в 1% — шесть и семь человек (Хроник, Хроник, 1989, с. 36—37).

Полученное распределение напоминает известные в социальной психологии данные, согласно которым в большинстве случаев число членов малой группы колеб­лется между двумя и семью при модальном числе два (Андреева, 1980, с. 23). Созвучны нашим результатам так­же данные о распределении числа лиц, связанных друг с другом взаимными социометрическими выборами (Хро­ник, 1982а, с. 137—138). В связи с этим возможен вопрос: не являются ли выделенные нами событийные группы разновидностью неформальных групп, аналогичных со­циометрическим? Конечно же, нет, уже потому, что со­бытийные группы необязательно контактны и могут включать в свой состав даже вымышленных лиц и исторических личностей. Так, участники нашего исследова­ния в числе главных действующих лиц событий своей жизни нередко упоминали Эйнштейна, Гете, Наташу Ростову, JI.Н. Толстого и т.п. Это же обнаружилось в до­полнительном опросе, в котором испытуемых (30 чело­век) просили назвать людей, сыгравших наиболее важную роль в их жизни и оказавших на них существенное влия­ние. Из названных лиц 14% оказались историческими личностями, выдающимися современниками или лите­ратурными персонажами.

От неформальных группировок событийные группы отличаются также тем, что их члены должны был ми для личности, жизни которой непосредственно принадлежит данное событие. Необходимым и достаточным условием существования событийной группы является наличие в ней звездной структуры межличностных отношений, в центре которой находится субъект события. Но не он обязательный лидер: главное, что другие жиз­ненно значимы для него; именно это и определяет подбор такого, а не иного состава событийной группы. Это важно подчеркнуть, поскольку обязательным условием нефор­мальных микрогруппировок (социометрических «клик») Служит взаимность выборов.

Участники события могут реально присутствовать в наличной жизненной ситуации, а могут осуществлять своё влияние на личность через годы, десятилетия, века. В зави­симости от временных масштабов можно выдели ситуативно -, биографически -, исторически-значимых для субъекта участников событийной группы.

В первом случае человек может стать значимым уже бла­годаря факту присутствия его в данной ситуации. Какая воз­можность превращается в действительность лишь в случае, если другой человек необходим в сложившейся с в этой необходимости — самый незаменимый среди окружающих людей. Когда в предновогодний вечер кто-то ищет елку, то даже встречный прохожий с елкой становиться ситуативно-значимым: он может указать дорогу к базару, дать полезный сонет, продать елку или даже подарить ее. Именно ситуативно-значимые люди — необходи­мые и незаменимые — отбираются личностью из всех не­посредственных участников события и входят в состав соответствующей событийной группы.

Каждое событие определенным образом связано с предшествовавшими и последующими событиями жизни не толь­ко данного человека, но и других людей. Изменения, происходящие в жизни других, могут выступать причинами или следствиями, целями или средствами по отношению к конкретному событию жизненного пути личности. Благода­ря подобным причинным и целевым зависимостям к жизни личности оказываются причастными самые различные, даже неизвестные ей люди. Именно об этом слова английского noun» Джона Донна: «Мет человека, который был бы, как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человек умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе» (Хемингуэй, 1982, с. 87).

Вместе с переживанием человеком связей событий своей жизни с жизнями других людей возникает значимое отно­шение к этим другим в биографическом масштабе. В этом случае другой человек становится не только ситуативно-, но и жизненно-значимым. Факты его жизни, будучи детер­минантами того или иного события в биографии личнос­ти, опосредованно влияют на другие события, ее жизненный путь в целом. В отличие от ситуативно-значи­мых, жизненно-значимые люди могут входить поэтому в состав не одной, а нескольких событийных групп незави­симо от того, в осуществлении скольких событий они при­нимали непосредственное участие. Приведем некоторые эмпирические данные.

По результатам описанного выше исследования было под­считано количество событийных групп, членом которых — с точки зрения испытуемого — был каждый названный им человек. Напомним: испытуемые указывали 10 наиболее важ­ных событий своей жизни и применительно к каждому перечисляли людей, которые участвовали в его осуществле­нии. Оказалось, что 79% указанных лиц участвовали толь­ко в одном событии, 14% — в двух, 7% — в трех и более.

Логично предположить, что другой человек пережива­ется тем более значимым, чем в большее количество собы­тийных групп он входит, и чем привычнее партнер в роли члена событийной группы, тем значимее он.

Это предположение подтвердилось в другом экспери­менте, в котором участвовали 10 человек. Испытуемые пе­речисляли десять наиболее важных событий, указывали их участников и с помощью метода парных сравнений оцени­вали степень психологической близости каждого из этих людей (предлагалось определить, кто из двух значимых «бли­же» субъекту, а кто «дальше»). Как и ожидалось, чем в боль­шее число событийных групп входил значимый другой, тем с большей вероятностью он оказывался в первой пятерке наиболее близких для субъекта людей (табл. 2-4).

Таблица 2-4. Зависимость психологической близости значи­мых других от количества событийных групп, членами ко­торых они являются

Количество событийных групп, в которые входит значимый другой Одна Две Три
Вероятность отнесения к пяти наиболее близким людям 0, 37 0, 40 0, 71

Как известно, отношения со значимыми людьми — ос­новной источник характерообразоваиия (Лазурский, 1922; Мясищев, 1960; Sullivan, 1964; Ананьев, 1968). Следователь­но, проблема развития личности продуктивно решается лишь при ее одновременном рассмотрении с позиций пси­хологии значимых отношений и психологии жизненного пути. В этом контексте типология детерминационных межсобытийньгх связей может быть расширена. Выделим еще три типа связей: внутриличностные, межличностные и надличностные (Кроник, 1994).

Внутриличностные связи соединяют друг с другом со­бытия жизненного пути отдельной личности. По своей психологической природе - это связи характерологические. За­давая основные линии в субъективной картине жизненно­го пути, внутриличностные межсобытийные связи образуют систему устойчивых отношений личности к различным со­бытиям внутреннего и внешнего мира, определяют их мотивационный статус и иерархию по субъективной значимости.

Межличностные связи соединяют события жизни дан­ного человека с событиями жизни значимого другого. По своей психологической природе, это характерообразующие связи в их временной протяженности. Они фиксируют факты влияния людей друг на друга, когда перемены и поступки в жизни одного человека происходят благодаря (или воп­реки) значимому другому, для облегчения (или предотв­ращения) тех или иных событий в его жизни.

Надличностные связи соединяют друг с другом специ­фические для партнеров события совместной жизни, от­сутствующие в субъективной картине жизненного пути каждого из партнеров, своего рода «биографические от­крытия» пары. Связи таких событий создают зону перспек­тивного развития партнеров и являются латентными характерологическими и характерообразующими связями. Итак, три перечисленные вида межсобытийных связей позволяют выделить в формировании характера: его пред­посылки (надличностные связи), процесс (межличностные связи) и результат (внутриличностные связи). Дополняя мысль В.Н. Мясищева (1960, с. 118), можно утверждать, что именно отношения с членами событийных групп, «при­обретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся и чертами характера, оставаясь отношениями». Этот вывод имеет важнейшее значение, поскольку де­лает реальной задачу создания биографической теории лич­ности, в которой структура и развитие ее описывалась бы на языке жизненно-значимых событий и их связей


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал