![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология стилей жизни
Вначале необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Предлагаемая типология основана на рассмотрении индивидуального стиля жизни личности как реализации ее представлений о счастье и путях его обретения. Указанные представления не являются единственными детерминантами индивидуального стиля жизни. Реальный жизненный стиль того или иного человека не в меньшей мере зависит также от его места в структуре общественных отношений в целом, от конкретных условий его социальной микро- и макросреды. Что касается индивидуальных представлений о счастье и путях его обретения, то они формируются, функционируют и развиваются под непосредственным влиянием норм и ценностей малых и больших групп, в которые входит человек, а также более широких мировоззренческих ориентации, присущих обществу в целом и характеризующих особенности культурно-исторической эпохи. Вместе с тем, чтобы найти собственно психологические критерии типизации индивидуальных стилей жизни, нам необходимо будет условно абстрагироваться от всех этих важнейших факторов и выделить конкретные внутриличностные механизмы стилеобразования, при помощи которых только и могут выполнять свои стилеобразующие функции условия микро- и макросреды, нормы, ценности и мировоззренческие ориентации общества. Выше было выделено четыре принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру, на основе которых могут формироваться различные представления о счастье и путях его обретения. На уровне отдельной личности указанные представления, с психологической точки зрения, образуют определенную систему отношений личности к содержанию объективного мира, а также к психологическим способам самоосуществления и обретения полноты собственного бытия, иначе говоря счастья. Отношения к содержанию объективного мира формируют субъективный мир личности, отражающий тот пласт объективной действительности, который личность переживает как свой мир и в котором она стремится самореализоваться. Отношения человека к возможным психологическим способам обретения счастья формируют особого рода установки (диспозиции), которые могут быть названы как эвдемонические установки. Термином «установка» (или «диспозиция») мы пользуемся в его традиционном психологическом значении и обозначаем им фиксированные в социальном опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом (Саморегуляция, 1979, с. 3). Термин «эвдемонические» обозначает, что речь идет в данном случае об установках по отношению к способам обретения счастья («эвдемония» в переводе с греческого на русский язык означает «счастье» или «блаженство»). В соответствии с четырьмя принципами саморегуляции в системе «человек-мир мы выделяем и четыре класса эвдемонических установок: 1) гедонистические установки, формирующиеся на основе принципа максимизации полезности мира и являющиеся его конкретизацией; 2) аскетические — формирующиеся на основе принципа минимизации потребностей; 3) деятельные — формируются на основе принципа максимизации способностей; 4) созерцательные — формируются на основе принципа минимизации сложности мира. Субъективный мир личности и ее инструментальные эвдемонические установки являются тем психологическим «материалом», на базе которого возникают индивидуальносвоеобразные представления о путях обретения счастья, включающие как то, где, в какой области объективной действительности личность стремится самоосуществиться, так и то, как, с помощью каких именно психологических способов она пытается это сделать. Указанные представления о путях обретения счастья могут быть поняты с общепсихологической точки зрения в качестве конкретных механизмов саморегуляции человеком мотивации к миру, с помощью которых практически реализуются выделенные выше различные принципы саморегуляции. Так, на базе принципа максимизации способностей могут сформироваться индивидуальные представления о возможности обретения счастья путем физического или духовного самосовершенствования, служения обществу или человечеству в целом. При всем качественном различии эти представления с формально-динамической стороны суть разновидности деятельного отношения к миру и предполагают свою реализацию в деятельных стилях жизни. Аналогичным образом на основе других принципов саморегуляции (максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности) могут формироваться различные представления о путях обретения счастья, реализующиеся в гедонистических, аскетических или созерцательных стилях жизни. Разумеется, в жизни каждого человека могут реализоваться одновременно разные представления о путях обретения счастья, поскольку они не обязательно исключают, а часто даже дополняют друг друга. На основе какого же критерия можно вычленить, базируясь на них, различные типы индивидуальных стилей жизни? Таков, по нашему мнению, критерий субъект-объектного баланса (Палей, Жамкочьян, 1980, с. 179), суть которого состоит в следующем. Обратим внимание на ту особенность, что среди двух принципов саморегуляции, относящихся к усилению значимости мира, один — минимизация потребностей — направлен на изменение характеристик субъекта, а другой — максимизация полезности — на изменение характеристик объекта (мира). Разница в степени выраженности соответствующих этим принципам аскетических и гедонистических установок и является показателем субъект объектного баланса в стремлениях личности к усилению значимости мира. В том случае, если более выражены аскетические установки (на минимизацию потребностей), мы будем говорить о преимущественно аскетической направленности индивидуальной жизни. Ее. ш более выражены гедонистические установки (на максимизацию полезности), речь будет идти о гедонистической направленности индивидуальной жизни. Ось «гедонизм—аскетизм» — первый параметр типизации индивидуальных стилей жизни. Второй параметр вводится аналогичным образом и является производным от понятия «субъект-объектный баланс в стремлениях личности к усилению своих возможностей». Эти стремления, как отмечалось, проявляются также двояким образом: во-первых, в деятельных установках, направленных на развитие самого субъекта (максимизацию его способностей), во-вторых, в созерцательных установках, направленных на изменение объекта (минимизацию его сложности). Разница в степени выраженности этих установок будет вторым показателем субъект-объектного баланса. В том случае, если в индивидуальной жизни в большей степени проявляются деятельные установки, мы будем говорить о деятельной направленности жизни; если более выражены созерцательные установки, речь будет идти о созерцательной направленности. Ось «созерцание—деяние» — второй параметр типизации индивидуальных стилей жизни. Оба выделенных параметра («аскетизм—гедонизм», «созерцание—деяние») основаны исключительно на разнице в степени выраженности соответствующих установок, но не учитывают самой степени выраженности каждой установки. Так, сбалансированность аскетических и гедонистических установок может иметь место и при слабо, и при сильно выраженных альтернативных установках. Для различения этих существенно отличных ситуаций целесообразно, видимо, ввести еще один параметр — «напряженность стиля». Для измерения напряженности может быть использован интегральный показатель реализации всех четырех установок, например их сумма. Беря за основу выделенные параметры, можно построить трехмерное пространство жизненных стилей, точками которого будет представлено все многообразие индивидуальных стилей жизни. Но отвлечемся пока от параметра «напряженность стиля» и временно ограничимся плоскостью, задаваемой осями «гедонизм—аскетизм» и «созерцание—деяние» (рис. 1-1). деятельный
деятельно-гедонистический деятельностно-аскетический
созерцательно-гедонистический созерцательно-аскетический
созерцательный
Вдоль обеих координат этой плоскости располагаются так называемые «чистые» стили жизни: гедонистический, аскетический, созерцательный, деятельный. Чистота» каждого из них состоит не в отсутствии других стилеобразуюших установок, а в их подчиненном характере или взаимной сбалансированности. У «чистого аскета», например, существуют также и гедонистические установки, но реализуются они в меньшей степени, чем аскетические; что же касается деятельных и созерцательных установок, то они уравновешивают друг друга. Точка пересечения обеих координат и при; тающая к ней небольшая область соответствуют «гармоничному» типу стиля жизни, при котором аскетические установки сбалансированы с гедонистическими, а деятельные — с созерцательными. Выделим также «смешанные» типы стилей жизни. К ним относятся: а) на фоне наиболее сильно выраженных аскетических установок: деятельно-аскетический и созерцательно-аскетический типы; б) на фоне гедонистических установок: деятельно-гедонистические и созерцательно-гедонистические типы; в) на фоне деятельных установок: аскетически-деятельные и гедонистически-деятельные типы; г) на фоне созерцательных установок: аскетически-созерцательные и гедонистически-созерцательные типы. В рамках каждого из тринадцати типов (четыре «чистых», восемь «смешанных», один «гармоничный») индивидуальные стили жизни могут различаться по степени своей напряженности, то есть общей интенсивности эвдемонических установок. С учетом этого индивидуальный стиль жизни (S) конкретного человека может быть представлен точкой в трехмерном «стилевом пространстве», включающем в качестве третьей координаты напряженность стиля (рис. 1-2). Помимо напряженности индивидуальные стили «чистых» и «смешанных» типов могут быть охарактеризованы с точки зрения своей выраженности, или «яркости». Показателем «яркости стиля» является расстояние между нулем и точкой, соответствующей проекции данного стиля на плоскость, задаваемую осями «гедонизм—аскетизм», «созерцание—деяние». Следовательно, индивидуальный стиль жизни конкретной личности может быть описан через такие характеристики, как тип, напряженность, яркость. Например, яркий аскетически-созерцательный стиль высокой напряженности («самозабвенны й искатель истины»), яркий гедонистический стиль низкой напряженности («любитель удовольствий») и т.п. Рассмотрим теперь вопрос о возможной взаимосвязи стиля жизни и свойств личности. В основе выделенных типов жизненных стилей лежит критерий субъект-объектного баланса в реализации эвдемонических установок личности. В соответствии с этим же критерием разделим все стили жизни на две полярные группы. В первую группу стилей, центрированных на объекте, войдут стили с доминированием обеих объектных установок (яркие созерцательно-гедонистические и гедонистически-созерцательные). Ко второй группе стилей, центрированных на субъекте, принадлежат стили с доминированием обеих субъектных установок (яркие деятельно-аскетические и аскетически-деятельные)
S
созерцание яркость Рис. 1-2. Пространство индивидуальных стилей жизни. S —яркий аскетически-созерцательный стиль высокой напряженности.
Соединив эти группы осью, совпадающей с диагональю, идущей из нижнего левого угла в верхней правый (рис. 1-3), мы получим некоторый континуум, на одном полюс е которого располагаются ярко выраженные объектно-центрированные стили, на противоположном — ярко выраженные субъектно-центрированные, а между ними — многочисленные промежуточные. Напрашиваются определенные аналогии между полюсами этого континуума и таким свойством личности, как экстраверсия/интроверсия. Как известно, это личностная черта принадлежит к наиболее фундаментальным факторам, выделяемым в различных психологических теориях личности (Юнг, Роршах, Айзенк, Кеттел, Коста и Маккрэй). Она основана на отношении субъекта к объекту: «Субъект может быть открытым по отношению к объекту, умножать связи с ним, в результате чего объект будет оказывать сильное влияние на индивида, — таков экстраверт. Интроверт, напротив, замкнут ко всему, что вне его; он защищается вместо того, чтобы позволить себя формировать, он не может уступить объекту» (Мейми, 1975, с. 213). Иначе говоря, экстраверт обращен вовне, интроверт — внутрь. Сравнив эти типы личности с нашими объектно- и субъектно-центрированными стилями жизни, нетрудно обнаружить между ними определенное сходство. Весьма правдоподобная гипотеза состоит в том, что объектно-центрированные стили жизни характерны для экстравертов, а субъектно-центрированные — для интровертов. Из сказанного следует, что наиболее вероятные стили жизни экстравертированных личностей — те, в которых преобладают гедонистические и созерцательные компоненты, а в стилях жизни интровертированных личностей — доминируют аскетические и деятельные компоненты.
Рис. 1-3. Предполагаемое соотношение типов личностей и индивидуальных стилей жизни.
Рассмотрим теперь в содержательном плане вторую диагональ, идущую из правого нижнего угла в левый верхний (рис. 1-3). На одном ее полюсе находятся стили, в которых доминируют аскетический и созерцательный компоненты, оба отражающие тенденции к минимизации, первые — потребностей человека, вторые — сложности мира. На противоположном полюсе располагаются стили с доминированием гедонистических и деятельных компонентов, оба из которых отражают тенденции к максимизации, первые — полезности мира, вторые — способностей человека. Минимизаторские тенденции направлены на уменьшение разнообразим в отношениях человека с миром, а максимизаторские — на увеличение этого разнообразия. Реализация стремлений к увеличению разнообразия приводит к возрастанию субъективной неопределенности, что чревато информационными перегрузками и возникновением у человека психического перенапряжения (Фейгенберг, 1977). Поэтому обратное стремление — к уменьшению разнообразия может расцениваться как «защитный механизм», предохраняющий от этих перегрузок; в случае своей сильной выраженности это стремление свидетельствует о «нетерпимости личности к неопределенности». Термин «нетерпимость к неопределенности» был введен в психологию Э. Френкель-Брунсвик при изучении личностных детерминант процесса восприятия. Она же экспериментально выделила два типа людей: а) авторитарная, ригидная личность, нетерпимая к неопределенности; б) ее противоположность — гибкая, толерантная личность, терпимая к неопределенности (Брунер, 1977, с. 82). По мнению многих исследователей, нетерпимость к неопределенности или ее избегание связаны с высоким уровнем тревожности (Розенберг-Ойзерман, 1971, с. 165). Эти факты позволяют сделать предположение, что ось, связывающая стили, в которых преобладают аскетизм и созерцание, со стилями, в которых доминируют гедонизм и деяние, представляет в личностном аспекте не что иное, как фактор «тревожности», или «нейротизма», — второй наиболее общий и устойчивый фактор в структуре личности (Магун, 1973, с. 92—101). При этом тревожными (невротичными) являются, видимо, индивиды с доминированием в их жизни минимизаторских — аскетических и созерцательных установок, а эмоционально-устойчивыми — те, в чьей жизни преобладают максимизаторские установки (гедонистические и деятельные). Таким обрзом, мы подходим к выводу (пока гипотетическому) о наложении пространства черт личности на пространство стилей жизни. Интересно выявить наиболее вероятные сочетания типов личностей и стилей жизни. Воспользуемся для этого идушей от Гиппократа классификацией темпераментов, описание который в терминах «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — эмоциональная стабильность» дал Г. Айзенк (Eysenek, Rachman, 1972, p. 24). Согласно Г. Айзенку, между темпераментом и чертами личности существуют следующие соотношения: холерики — невротичные экстраверты, меланхолики - нелогичные интроверты, сангвиники — эмоциональн-стабильные экстраверты, флегматики — эмоционально-стабильные интроверты. Анализируя местоположение этих темпераментов в пространстве черт личности и одновременно в пространстве сталей жизни, нетрудно обнаружить определенные соответствия темпераментов и стилей жизни: меланхоликам оказываются наиболее свойственны аскетические стили жизни, холерикам — созерцательные, флегматикам — деятельные, сангвиникам — гедонистические (рис. 1-3). Таковыми оказываются предполагаемые соотношения между психологическим типом личности (ее темпераментом) и стилем ее жизни в случае, когда поведение человек обусловлено преимущественно его индивидуально-типическими особенностями. В этом смысле стиль действительно, как говорил Ж. Бюффон, это человек (Философская..., 1970, с. 134).
|