![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивационная теория счастьяСтр 1 из 12Следующая ⇒
ГЛАВА 1. о СЧАСТЬЕ: НА ПУТИ К КАУЗОМЕТРИИ Рассуждать о счастье — занятие рискованное. «В Риме во время Варрона существовало 278 противоречивых мнения об истинном счастье; их нашлось бы гораздо больше в Париже» отмечал несколько столетий назад Шарль Фурье (Фурье, с. 99). Наше мысленное путешествие будет далеким, но не очень долгим. Мы ограничим его обзором мнений преимущественно времен Древней Греции, а итогом главы станет понятие эвдемонической установки [1], которое в дальнейшем послужит нам в качестве базового для понимания субъективной каузальности индивидуальной человеческой жизни. Мы попытаемся также достроить типологию стилей жизни, основываясь на представлениях личности о путях достижения счастья, выявленных при анализе мотивационных механизмов стилеобразования в этических концепциях античности. Стиль жизни буде анализироваться как феномен индивидуальности, то есть личности, обладающей «собственным внутренним миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения — «Я», и являющейся относительно «замкнутой саморегулирующейся системой»» (Ананьев, 1968, с. 93; Ядов, 1977, с. 22). В качестве синонимов термину «стиль жизни индивидуальности» мы будем пользоваться также терминами «индивидуальный стиль жизни» и «индивидуальный жизненный стиль». Более точным названием было бы «индивидуальностный стиль жизни», однако оно звучит не совсем привычно.
МОТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СЧАСТЬЯ Психологический подход к исследованию человеческой жизни неразрывно связан с анализом деятельности. «Деятельность, — по словам А.Н. Леонтьева, - есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, то есть на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованная психическим отражением» (1975, с. 81—82). При анализе деятельности как субъект-объектного взаимодействия прежде всего учитывается наличие у субъекта определенных потребностей — нужд в тех или иных веществах или свойствах окружающей среды, необходимых для поддержания его жизни. Удовлетворить свои потребности субъект может, только обратившись к соответствующим объектам. Свойство объекта, могущее удовлетворить потребность субъекта, назовем полезностью. Сходные с полезностью понятия встречаются во многих и 1уках: это «подкрепление» — в физиологии высшей нервной деятельности, «потребительная стоимость» — в политической экономии, «привлекательность, информативность» — в социальной психологии. Объект может быть полезным для субъекта различными своими сторонами в зависимости от того, какие потребности он может удовлетворить. Помимо полезности объект обладает еще одним свойством — сложностью, под которой мы будем понимать совокупность внутренних связей элементов данного объекта и его внешних связей с другими объектами. Эти связи определяют диапазон изменчивости объекта и число возможных степеней свободы в его взаимодействиях с другими объектами. Поэтому сложность объекта выступает для субъекта мерой предсказуемости его (объекта) поведения. Чем сложнее объект, тем изменчивее он и тем труднее его предсказать. Сложность обусловливает те или иные средства, необходимые для овладения объектом, и соответствующие свойства субъекта, ответственные за нахождение и использование данных средств. Эти свойства субъекта являются его способностями. Таким образом, уже в начальной ситуации деятельности субъект и объект диалектически связаны друг с другом, а сама эта ситуация предстает перед нами как некоторая система взаимообусловленных потребностей и полезностей, с одной стороны, и сложностей и способностей — с другой:
Субъект Объект с пособности - сложности
Какова же внутренняя взаимосвязь этих свойств у человека, могущего быть и субъектом, и объектом деятельности? Для ответа необходимо перейти к анализу общения как субъект-субъектного взаимодействия. Тот факт, что в общении человек выступает одновременно и как субъект, и как объект, поможет нам выяснить, как взаимосвязаны его субъектные и объектные характеристики. Рассмотрим прочую, но наглядную ситуацию. А симпатизирует В и хочет добиться ответного расположения. А обладает рядом привлекательных качеств — глубоким умом, к красивой внешностью, личным обаянием, благодаря которым может удовлетворить различные потребности В. Следовательно, с точки зрения В, эти качества характеризуют полезность А как партнера но общению. Но для самого А ум, красота, обаяние являются атрибутами, благодаря которым можно вызвать внимание к себе со стороны В; другими словами, они рассматриваются с позиции А как определенные способности. Мы видим, что способность и полезность здесь — одно и то же. Различие лишь в аспектах рассмотрения — одно фундаментальное качество, например красота или интеллект, выступает способностями, если рассматривать его принадлежащим субъекту, и полезностью, когда оно характеризует человека как объект. Посмотрим на этот пример и с другой стороны. Пусть А помимо множества достоинств обладает весьма капризным характером, и постоянно меняющимися желаниями. С позиции А, эти капризы являют я проявлением определенных потребностей, но для В они выступают несколько в ином свете — характеризуют А с точки зрения предсказуемости повеления и сложности как партнерами по общению. Мы видим, что и здесь повторяется принцип связи субъектных я объектных свойств. Аналогично способностям и полезностям потребность и сложность также по сути одно и то же, их различие — лишь в аспектах рассмотрения. Одно и то же качество человека в субъектном плане выступает как потребность, а в объектном — как сложность. Начальная ситуация деятельности — это еще не взаимодействие, а лишь исходная система отношений, которую застает субъект в той или иной ситуации. Субъект находится в окружении многих объектов, каждый из которых в той или иной мере может удовлетворить его потребности. Какой объект он превратит в цель своей деятельности? Сумеет ли он достичь поставленной цели? Эти вопросы относятся уже к анализу собственно субъект-объектного взаимодействия. Первый вопрос выделяет этап постановки цели (целеполагание), второй — ее достижение (целеосуществление). На этапе целеполагания четко различаются две относительно самостоятельные стадии (Анохин, 1978, с. 87): ориентировки (афферентного синтеза) и выбора пели (принят решения). На стадии ориентировки происходят сбор и переработка информации субъектом об объектах среды и о самом себе. Объективные свойства начальной ситуации трансформируются здесь в субъективные отображения: самооценки субъектом своих способностей, С; самооценки субъектом своих потребностей, П; оценки субъектом полезности объекта, n; оценки субъектом сложности объекта, с. На основе сформировавшегося образа начальной ситуации субъект принимает решение относительно цели своей деятельности, то есть выбирает объект, к достижению которой она (деятельность) будет направлена. Результаты многочисленных исследовании психологических механизмов выбора и принятия решения (Козелецкий, 1979; Кулюткин, Сухобская 1972) позволяют предполагать, ч > критерий этого выбор; строится на различных соотношениях указанных субъективных оценок. Введем следующие понятия. Субъективная значимость объекта — это то, в какой мере объект может удовлетворить, с точки зрения субъекта, потребности последнего: З = n / П. Значимость увеличивается с возрастанием оценки субъектом полезности объекта и с уменьшением самооценки субъектом своих потребностей[2]. Субъективная возможность достижения объекта — то, в какой мере субъект, с его точки зрения, может овладеть объектом и достичь цели своей деятельности: В = С / с. Возможность увеличивается с ростом самооценки субъектом своих способностей и уменьшается с ростом оценки субъектом сложности объекта. Значимость и возможность, будучи субъективными факторами, в конечном счете, более или менее адекватно отражают объективные свойства субъекта и объекта деятельности.
М = З В
Понимание жизни как деятельности не означает сведения ее к множеству отдельных действий и поведенческих актов. Жизнь есть целостность, и в качестве характеристики таковой должен быть научно осмыслен индивидуальный стиль жизни, отражающий единство всех жизненных проявлений человека как индивидуальности. Если среду рассматривать не как сумму объектов, а как целостный, единый в себе объект, а субъект — как высоко развитую индивидуальность, то их взаимосвязь предстанет как взаимодействие человека и мира. Проблема целеполагания трансформируется при этом в проблему определения той наиболее общей жизненной цели, к которой человек стремится и овладение которой приносит ему ощущение полноты бытия, то есть в проблему смысла жизни и счастья. Решение этой проблемы предполагает ответ на два фундаментальных вопроса: В чем состоит смысл человеческой жизни? Каковы пути его реализации? Это не только чисто научные вопросы. В той или иной формулировке они неизбежно встают перед каждым задумывающимся о своей жизни. И ответы на эти вопросы во многом определяют повседневное поведение человека и его жизненный путь Более того, у развитой индивидуальности последний зачастую может быть понят лишь как практические поиски ответа на смысложизненные вопросы, а ее индивидуальный стиль жизни — как конкретный ответ па эти вопросы. Сформулированный критерий целеполагания (выбора) можно распространить и на ситуацию взаимодействия в системе «человек—мир». Если верно, что целью деятельности становится объект, мотивация к которому наибольшая, то из этого логически следует, что человек стремится к постоянному увеличению своей мотивации к миру или, другими словами, к увеличению значимости мира и росту своих возможностей. В таком стремлении к постоянному усилению мотивации к миру и состоит, по нашему мнению, формально-количественная сторона смысла индивидуальной жизни. Но что это значит содержательно? Что возникает в результате непрерывного увеличения мотивации к миру? Дурная бесконечность или нечто иное? Если иное, то что именно? Возникает такое состояние взаимодействия человека с миром, при котором мир переживается как способный удовлетворить весь спектр имеющихся потребностей и становится бесконечно значимым для человека, а человек чувствует себя обладающим бесконечными возможностями для овладения значимым миром. Мир переживается как мир человека, а сам человек - как человек мира. Подобное состояние слияния с миром может быть достаточно устойчивым лишь в том случае, когда оно является результатом не иллюзорных представлений человека, а адекватного психического отражения им роста объективной значимости мира и своих объективных возможностей. С философской точки зрения, в этом состоянии наиболее полно отражается диалектическое единство процессов распредмечивания и опредмечивания на уровне индивидуального субъекта, в ходе которых происходит превращение свойств объекта в свойства субъекта и противоположное превращение свойств субъекта в свойства объекта. В психологическом аспекте состояние слияния с миром может быть понято как результат превращения мотивации к миру в бесконечно большую величину, что осознается человеком в форме переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением, то есть счастья (Философская энциклопедия, 1970, с, 175). В содержательном плане это переживание качественно различно у разных людей в зависимости от их места в структуре общественных отношений, статусно-ролевых, возрастно-демографических, психологических и психофизиологических характеристик. Все эти факторы обуславливают наличие той или иной содержательной доминанты субъективного мира личности и тем самым наиболее типичные для нее переживания счастья. Так, например, доминантой субъективного мира художника является мир искусства, а наиболее типичные переживания его счастья состоят в эстетическом вдохновении, в «слиянии с прекрасным». Доминанта мира ученого — это мир знания, и его счастье — «в слиянии с истиной», в озарениях и открытиях. У влюбленного весь мир — это любимый человек, счастье в духовном и физическом слиянии с этим человеком. Подобное состояние — независимо от доминирующего содержания мира личности — всегда есть некий экстаз, выход за пределы себя, растворение себя в мире и нахождение всего мира в себе. Естественно, что чем богаче субъективный мир человека, чем большая часть объективной действительности в нем представлена, чем многограннее его реальные связи с другими людьми, тем более полным может быть переживание счастья. Вопрос о психологических условиях и способах обретения счастья принадлежит к малоисследованным, хотя его важность вряд ли может вызывать сомнение. Актуальность этой задачи отмечала, в частности, И.И. Рейнвальд, выделяя как единую основу для сопоставления актов деятельности и свойств личности «стремление человека к достижению максимальной полноты жизни» и подчеркивая, что «анализ путей достижения счастья можно и нужно использовать как средство раскрытия специфических для человека закономерностей самоутверждения» (1974, с. 80). В решении данного вопроса мы исходим из проведенного анализа общей структуры субъект-объектных отношений в системе «человек—мир» и понимании счастья как переживания слияния с миром, в котором открывается действительная полнота человеческого бытия. Как показано, это переживание возникает в случае превращения мотивации человека к миру в бесконечно большую величину. Последнее может произойти при наличии очень высокой оценки человеком значимости мира и (или) своих возможностей. Высокие оценки значимость и возможностей являются, следовательно, внутренними психологическими условиями возникновения переживания счастья. Что касается психологических способов обретения счастья, то с обшепсихологической точки зрения они могут быть поняты как определенные способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру. Проблема саморегуляции принадлежит к наиболее фундаментальным психологическим проблемам, глубоко разрабатываемым в последние десятилетия в психофизиологическом, обще- и социально-психологическом аспектах. Вопрос о саморегуляции в целостной системе отношений человека к миру был в общих чертах намечен С.Л. Рубинштейном в работе «Человек и мир», а применительно к анализу человеческой жизни поставлен К.А. Абульхановой-Славской: «Способы связи индивида с жизнью должны быть рассмотрены с точки зрения его самоопределения не по отношению к отдельным событиям, а как разные способы жизни в смысле их определения самим субъектом» (Абульханова-Славе кая, 1977, с. 69). Психологические способы обретения счастья, понимаемые как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру, включают в себя, прежде всего, различные формы саморегуляции — управления человеком психологическими условиями спонтанного (непроизвольного) возникновения у него состояния счастья. Мы выделяем две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. Указанные формы осуществляются в результате применения конкретных принципов саморегуляции. Так, стремясь усилить значимость мира (степень удовлетворенности им), человек может пытаться увеличить его полезность или, если это невозможно, уменьшить свои потребности. Стремление к усилению человеком своих возможностей может быть реализовано посредством уменьшения сложности мира или увеличения собственных способностей. Следовательно, существует четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру, которые мы определим как максимизация полезности, минимизации потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей. Выделенные формы и принципы саморегуляции представляют собой наиболее общие психологические способы усиления человеком своей мотивации к миру. У отдельного человека сфера их проявления, полнота и диапазон реализации могут иметь определенную специфику. Принцип минимизации потребностей может быть выражен так: от разумного самоограничения до фанатичного подавления в себе любых желаний и полного отказа от каких-либо благ. Потенциальная возможность для его большей или меньшей выраженности обусловлена эмоционально-волевыми и психофизиологическими особенностями индивида, а необходимость действия этого принципа связана с конкретными социально-экономическими, историческими и социально-психологически ми условиями. Общество со слабо развитыми производительными силами делает практически неизбежным для огромного числа людей обязательное самоограничение. По мере же развития производительных сил и совершенствования производственных отношений общество становится все более способным удовлетворить основные потребности человека, предлагая все новые и новые блага. Все это позволяет предполагать, что на основе того и пи иного принципа саморегуляции под влиянием конкретных индивидуальных и социальных условий могут формироваться самые различные представления человека о путях обретения счастья. Эти представления выполняют, на наш взгляд, стилеобразуюшие функции и реализуются в определенных индивидуальных стилях жизни.
|