![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Графики жизни⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Методика «Оценивание пятилетних интервалов» позволяет оценить насыщенность пятилетий жизни значимыми событиями. Ее итоговым результатом является график жизни, или график продуктивности жизни личности. Соответствующее теоретическое обоснование графиков жизни было проведено Е. Головахой (1985). Переживание продуктивности жизни он рассматривает как показатель жизненного успеха, основываясь на следующих теоретических положениях. 1. Под продуктивностью жизни понимается некоторая совокупность жизненных успехов и достижений человека. 2. Продуктивность жизни может быть оценена не только со стороны объективной пользы другим людям, обществу, но и с позиций его внутренней самооценки жизни. 3. В отличие от объективной продуктивности, которую можно измерять лишь по насыщенности значимыми событиями прошлого, субъективную продуктивность возможно измерять и в будущем — по оценкам ожидаемых человеком событий будут то. В связи с этим используется понятие «ожидаемая продолжительность жизни», в котором отражаются представления человека о наиболее вероятной для него продолжительности жизни. 4. Продолжительность жизни рассматривается в качестве формального критерия продуктивности жизни, характеризующего абстрактную возможность самореализаций личности в более или менее сжатые сроки. Естественно, 80 лет открывают человеку более широкие возможности, чем 30 или 40 лет, но только в том случае, если они прожиты достаточно насыщенно. 5. Насыщенность жизни — содержательный критерий, характеризующий жизненный путь человека с точки зрения деятельности и ее результатов. 6. Единицей измерения насыщенности и соответственно продуктивности жизни, несущей информацию о всех уровнях активности человека в различных сферах жизнедеятельности и поддающейся количественной оценке, является «событие» жизненного пути. 7. Таким образом, основным показателем продуктивности жизни выступает степень насыщенности жизни событиями. 8. События могут иметь различную значимость в жизни человека. Одни кардинально изменяют жизнь, другие могут быть не замечены в повседневном ее течении. Учесть эту разномасштабность событий позволяет анализ значимости события (Асеев, 1981). Чем большее влияние оказывает событие на жизнь человека в целом, тем оно более значимо для самого человека (Головаха, Хроник, 1984, с. 99). Исходя из представленных положений, продуктивность определенного периода жизни в методике ОПИ измеряется степенью насыщенности его значимыми событиями, а продуктивность жизни в целом определяется суммарной насыщенностью всех периодов, то есть количеством значимых событий и продолжительностью жизни. Надо отметить сходство между графиками продуктивности жизни: полученных методикой ОПИ и на основе анализа дневников, автобиографий, глубинных биографических интервью. Периоды максимальной насыщенности жизни событиями совпадают с периодами максимальной продуктивности (Головаха, 1985; Пэрна, 1925; Buhler, 1959; Lehman, 1968). При этом кульминация жизни приходится на возрастной период от 30 до 50 лет. Рис. 3-5. Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у мужчин (1-й ряд) и женщин (2-й ряд) по результатам прессового опроса (1521 человек, 15—85 лет). На рис. 3-5 представлены средние оценки пятилетий, вычисленные по результатам прессового опроса {Головаха, Кроник, 1985; Kondrashev, Kronik, 1991). До 25 лет насыщенность растет, затем — плато и медленное снижение. Период жизни до 30 лет немного выше оценивают женщины, а после 55 — мужчины. График жизни, напоминающий гору, с подъемом до 9—10 баллов, более или менее долгим периодом стабилизации (плато) и медленным спуском вплоть до 65 80 лет типичен для практически здоровых и находящихся в обычных условиях людей. Деформации такой картины жизненного пути связаны, как правило, с неблагополучными жизненными ситуациями (рис. 3-6).
Рис. 3-6. Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у опрашиваемых с разным состоянием здоровья: 1-й ряд — практически здоровые (60 человек, 30—50 лет); 2-й ряд— проходящие освидетельствование во врачебно-трудовой экспертной комиссии (40 человек, 33—48 лет). Лица, проходящие освидетельствование во врачебно-трудоиой экспертной комиссии (ВТЭК), дают более осторожный прогноз своего будущего. Имеются существенные различия (р< 0, 01 и р< 0, 001) в оценке настоящего периода жизни (от 30 до 50 лет) между двумя выборками. Инвалидность приводит к внезапному блокированию всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека. За этим следует переоценка своих достижений в прошлом и возможностей в будущем. Болезнь «сковывает» человека в настоящем, будущее становится неопределенным. Можно говорить о кризисе опустошенности и бесперспективности. Глубокие -деформации обнаруживаются в колонии, у юношей-правонарушителей (Хомик, Кроник, 1988) (рис. 3-7). Их сверстники-школьники находятся на вершине и чувствуют переполненность жизнью. Жизнь же колонистов пуста, они — буквально в пропасти и полны пессимизма. Наличие «ямы» на графике жизни, то есть более низкой оценки текущего пятилетия в сравнении с предыдущим и последующим пятилетиями является очевидным симптомом кризиса опустошенности. Можно говорить о наличии следующей устойчивой тенденции: в кризисные периоды жизни, одновременно со снижением социальной активности человека, настоящий период жизни оценивается им как менее насыщенный значимыми событиями («яма» на графике жизни).
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 возраст (годы) • Ряд 1 -■ - рЯд 2 Рис. 3-7, Средние оценки событийной насыщенности (графики жизни) у юношей: 1-й ряд — старшеклассники в обычной школе (71 человек, 16—17 лет); 2-й ряд — старшеклассники в воспитательно-трудовой колонии (41 человек, 14—20 лет).
Многолетний опыт использования данного теста в разных возрастных группах и жизненных обстоятельствах позволяет рекомендовать его для формирования банка данных социологических, социально-психологических и медико-психологических обследований, а также для служб социально-психологической помощи населению, пострадавшему вследствие социальных и экологических катастроф. Результаты повторного тестирования могут служить одним из критериев эффективности социально-психологической и психотерапевтической помощи.
[1] Слово эвдемония в переводе с греческого на русский язык означает счастье или блаженство. [2] Второй вывод может показаться парадоксальным. Но вспомним один литературный эпизод. Остап Бендер спрашивает у Шуры Балаганова, сколько тому нужно для полного счастья. Шуре достаточно 6400 рублей (Ильф, Петров, 1992, с. 288); Остап же на них даже смотреть не хочет. Столь различная значимость одной и той же суммы денег для каждого из героев обусловлена именно различием потребностей. У Бендера потребность в деньгах несравненно больше, чем у его компаньона, поэтому значимость 6400 рублей для него ничтожна.
|