Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Александрия
Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился беломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии более ста миль. Прославленные парки Александрии были украшены декоративной скульптурой.
Скульпторы обращались к бытовому жанру, к образам людей разных возрастов — «Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Капитолийский музей), разных народностей — «Мальчик-нубиец» (Париж, Национальная библиотека). Появились изображения, посвященные трудовой деятельности («Старый рыбак», 2—1 вв. до н. э. Рим, Ватикан). В них резко подчеркивалось все характерное и индивидуальное. Пергам Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии), оказавшее сопротивление грозному Риму. В его столице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Алтарь Зевса» (180—160 гг. до н. э.), представляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульптурного фриза, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Сохранившийся в значительной части фриз является одной из вершин мировой скульптуры (Берлин, Государственные музеи). Он создавался после победоносной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов, но выходит далеко за пределы узко-временного и местного значения. Напряжение всех сил и трудности, испытанные в борьбе против нашествия иноземцев, вызвали особый интерес к теме патриотической и героической. Необычайной страстностью отмечены горельефы фриза, порой переходящие в круглую пластику. На всем протяжении фриза (длина 120 м, высота 2, 3 м) развертываются эпизоды сказания об усмирении богами-олимпийцами восставших против них гигантов. Плиты фриза плотно заполнены горельефными фигурами. На восточной стороне алтаря изображены в бою главные боги: Зевс, Афина, Аполлон. Композиция решена убедительно: обе борющиеся стороны размещены так, что создается впечатление переплетения фигур противников в бою. И в то же время в ней смело выделены победители и побежденные. Сцены боя образуют звенья неразрывной цепи, в которой вплетены различные эпизоды Здесь — гнев и страдание, предельное напряжение сил, ярость и отчаяние, душевные движения, выраженные с пластическим совершенством. Драматична битва Афины с гигантом Алкионеем. Пафос ожесточенной борьбы пронизывает эту динамичную композицию. В пергамском фризе с наибольшей пол нотой проявилась присущая эллинистическому искусству грандиозность образов, их сверхчеловеческая мощь, бурная динамика, драматизм. Если композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе, то грандиозные образы Пергамского алтаря призваны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами. И все же зрителя не покидает чувство героического величия целого. Над патетическими жестами страха, страдания, отчаяния гигантов господствуют широкие, полные ликующей силы движения могучих и прекрасных олимпийских богов. Родос Образцы поздней эллинистической пластики (2—1 вв. до н. э.) дает искусство Родоса, самого восточного из островов Архипелага в Эгейском море. Для родосской скульптуры чрезвычайно характерны многофигурные группы, остродраматические по сюжетам. Но родосские мастера не стремились к раскрытию внутренней патетики героического образа. Они воплощали сложные драматические коллизии во внешне нарочитой повествовательной манере. Такова скульптурная группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки», конец 2 в. до н. э., Неаполь, Национальный музей) или самое прославленное произведение родосской школы — группа «Лаокоон» (Рим, Ватикан), выполненная Агесандром, Полидором и Афинодором около 40 г. до н. э. Страшная гибель троянского жреца его двух сыновей, задушенных змеями, доказана с преувеличенной патетикой и наглядностью: группа мастерски развернута в одной плоскости и воспринимается с фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, отсутствие глубокого внутреннего содержания, сухость моделировки снижают силу воздействия произведения. Начавшийся во 2— 1 вв. до н. э. кризис общественных отношений в эллинистических государствах нашел выражение и в искусстве. На протяжении последующих веков многое из ценнейшего художественного наследия Древней Греции и эллинизма было утрачено. Но впоследствии на каждом из этапов расцвета гуманизма художники всего мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения античного искусства — не только памятники давно ушедшей эпохи, но и живые образы, шедевры человеческого творчества, которые до сих пор доставляют нам глубокую эстетическую радость.
|