Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Период республики
Памятники художественной культуры Древней Италии, сохранившиеся от эпохи IV—I вв. до н. э. Эпохе Римской республики предшествует т. н. царский период (ок. 754 — ок. 509 г. до н. э.). Предание называет семерых царей, последовательно правивших в Риме, от Ромула до Тарквиния Гордого. По всей вероятности, последние три царя (Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) были представителями этрусской династии, что дает основание предполагать период этрусского господства в Риме. С культурой Этрурии были связаны, судя по сохранившимся образцам, и памятники римского искусства. Период Римской республики начинается с изгнания из древнего города этрусских правителей из рода Тарквиниев (конец VI в. до н. э.). Прерогативы царской власти были разделены между двумя избиравшимися ежегодно должностными лицами — преторами или (позже) консулами. Социальное устройство Древнего Рима — нобилитет, сложившийся из патрициев и богатых плебеев, с одной стороны, и неполноправного плебса, с другой, — предусматривало постоянные внутренние конфронтации, связанные с требованиями политических прав и земли для всего римского народа. Сохранение власти консулата в этой ситуации опиралось на жесткую дисциплину и поддержку мощной армии. Завоевательные походы римлян, в результате которых были покорены Этрурия и Карфаген, а затем Греция и государства Восточного Средиземноморья, сделали Римскую республику сильнейшим государством в Европе. Ведущая роль в управлении государством принадлежала сенату; все государственные должности были коллегиальными, выборными и неоплачиваемыми. Формально высшим органом власти считалось народное собрание. Однако с течением времени процесс расслоения римского общества резко усилился, и прежние идеалы республиканского (т. е. фактически полисного) устройства перестали быть действенными. Борьба за власть, внутренние междоусобицы, а также восстания как в римских провинциях, стремившихся к самостоятельности, так и внутри державы обернулись к I в. до н. э. целой серией гражданских войн, которые завершились антисенатским союзом трех крупнейших военных и политических деятелей во главе с Цезарем (т. н. Первый триумвират). В ходе дальнейших завоевательных войн состоялось падение республики и провозглашение Римской империи под неограниченной властью Цезаря. Установление империи произошло спустя приблизительно двадцать лет, после окончательного устранения республиканцев, завоевания Египта и закрепления за Октавианом титула Августа и права верховной власти (27 г. до н. э.). Становление римской культуры происходило под влиянием по меньшей мере двух величайших культурных традиций Древнего мира — греков и этрусков. Для истории изобразительного искусства и архитектуры особую значимость имело формирование древнеримских, религиозных представлений, а также та роль, что была отведена искусствам в целостной картине духовной жизни римлян. Обычай строить храмы был заимствован римлянами у этрусков; до этого римские божества и духи почитались в рощах и на горах, где устанавливались алтари. По некоторым свидетельствам, у этрусков была заимствована и мифология героико-эпическогохарактера, в том числе о подвигах легендарного предка римлян — Энея. Мифология Древнего Рима в дальнейшем была связана не с космологическими преданиями, а с героико-эпическими повествованиями и практическими ритуалами. По мере сближения с греческим миром в римский пантеон стали включаться и греческие боги (Эскулап, Аполлон и др.). Римские божества отождествлялись с греческими, изображались по греческим канонам. Под влиянием греческой традиции возникали культы добродетелей, возвращались праздники сатурналии, дионисийские мистерии. В конце II в. до н. э. определенную популярность получили в Древнем Риме божества Египта, с которыми римляне познакомились в эллинистических странах. Однако в поисках универсальной религии, никогда не прекращавшихся в истории Рима, создать принципиально новое учение суждено было не италийцам. Пройдя длительный период преследований, к концу истории империи главной системой верований стало христианство. Римляне заимствовали у этрусков не только религиозные представления раннего периода, но и сословное деление, строительную технику, военную организацию, театральные зрелища и гладиаторские бои. Преобладание этрусской культуры сохранялось вплоть до начала II в. до н. э., т. е. на протяжении почти всей истории Римской республики. Завоевание Греции имело колоссальное значение для становления и развития собственной культуры римлян. Беспощадные завоеватели высоко ценили художественный гений греков, вплоть до того, что во II в. до н. э. греческий язык стал языком высшего общества. С конца III в. до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными творениями греческих мастеров. Среди них были произведения Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Римские аристократы платили большие суммы за греческие произведения искусства. В первой половине I в. до н а греческая культура была полностью освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы и искусства. Знание искусства и умение судить о нем считались в Риме признаками образованности и высокой культуры. Рост частных коллекций вызвал большой спрос на греческие статуи, и с I в. до н. э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать огромное количество мраморных копий с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры. Многие из них, сохранившись до нашего времени, позволяют составить представление об утраченных греческих оригиналах. Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось средством разумной организации жизни. По этой причине творческий дух римской культуры периода республики наиболее ярко выразился в архитектуре. Одно из наиболее значимых сооружений — монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I в. до н. э. Цилиндрическая по форме, она установлена на квадратном каменном основании, сторона которого равняется 23 м. Форма гробницы, некогда увенчанной конусообразной башней, обладает определенными чертами сходства с могильными курганами этрусков. Римские храмы этого времени во многом используют опыт этрусской и греческой архитектуры. Этрусские черты впоследствии стали характерной особенностью римской храмовой архитектуры. От этрусских зданий были унаследованы трехчастная форма целлы, подиум, выделение главного фасада портиком и лестницей (храм Юпитера Капитолийского, IV в. до н. а). В период Пунических войн (борьба с Карфагеном) и поздней республики (III — первые три четверти I в. до н. э.) специфически римская строгость стиля сочетается с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции и захваченных римлянами восточносредиземноморских городов. Примером может служить храм, посвященный Судьбе — Фортуне Вирилис, возведенный на берегу реки Тибр. Он был построен на т. н. Бычьем Форуме (поскольку ансамбль форума в древности обязательно включал в себя торговую площадь). Неподалеку от святилища Фортуны Вирилис находится круглый храм, посвященый Геркулесу (по другим версиям — богине домашнего очага Весте). Круглый храм окружен стройными коринфскими колоннами и в эпоху республики, вероятно, имел плоское или куполообразное перекрытие (в настоящее время он покрыт конусообразной крышей). Коринфский ордер, использованный здесь, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве. Расцвет архитектуры Древнего Рима и необходимость творческого и продуктивного переосмысления зодческих традиций многих народов, в первую очередь греков, привели в I в. до к а к необычайному расцвету теории архитектуры. В жилой архитектуре Рима развивается тип дома с атриумом. Во II в. до н. э. центром композиции жилой усадьбы становится перистиль — основной структурный элемент греческого зодчества, знаменовавший связь дома с естественной природой и ставший особенно популярным в годы стремительного роста больших городов. Эта же тенденция сближения самой идеи жилища с ландшафтом нашла отражение в композиции римской виллы, нередко живописно расположенной вне пределов города. Типу аристократического жилища с его комфортом и великолепием противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. На протяжении II — начала I в. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений: базилики, термы, амфитеатры, римский тип театра; различные инженерные постройки (арочные мосты, акведуки). Необычайно яркой гранью римского искусства стало искусство скульптурного портрета. Своеобразие этого жанра особенно ярко выступает при сравнении римских портретов с произведениями греческих мастеров. Они генетически связаны с этрусской пластикой и отличаются подчеркнутой конструктивностью и суровостью образного строя. Наряду с официальной портретной скульптурой, служившей для украшения городов, создавались портреты по частным заказам. Они устанавливались в домах или на гробницах. В период Республики появились также рельефы на исторические сюжеты, где бытовое правдоподобие, граничившее с обыденностью, сочеталось с элементами мифологизации. В позднереспубликанской скульптуре развилось эллинизирующее направление; приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Вероятно, влиянием эллинистического искусства объясняется большая популярность такого бытового мотива, как «Мальчик, вытаскивающий занозу». Эта эллинистическая статуэтка стала объектом многочисленных подражаний в римской скульптуре. Важной областью художественной культуры периода Республики была монументально-декоративная живопись. Ее историческое развитие, сочетающее реалистическую выразительность и нарочитую орнаментальность, ярче всего представлено фресками, сохранившимися в домах Помпеев и Геркуланума.
|