Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скульптура.
С распадом Западноримской империи и переселением народов статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство (кроме изделий прикладного характера – предметов быта, художественно выполненных) служило тогда церкви, для которой скульптура монументальная ассоциировалась с языческими идолами. Кроме того, эта форма искусства была чужда художественным навыкам «варварских» народов, осевших в Европе. Искусство рельефа в отличие от круглой (объемной) скульптуры сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, но меняется. Рельеф теперь плоский. Он приобретает преимущественно орнаментальный характер. Элементы – переплетенные ленты, жгуты, виноградная лоза (от раннехристианского искусства), декоративные кресты, венки с монограммой Христа, птицы, клюющие виноград и пьющие из чаши (символика). Этими рельефами украшались стены архитектурных построек, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (антепендиумы), саркофаги, надгробные стелы и др. Иногда встречаются изображения человека в рельефах, но они редки, условны и примитивны, хотя не лишены экспрессии. Примеры надгробной скульптуры мы находим в искусстве лангобардов (сменили остготов в Северной Италии) – 7-8 вв. Центр – городок Чивидале провинции Фриуль, где в те времена находилась резиденция патриарха и герцога. Пример: Рельеф алтаря герцога Ратхиса из церкви Сан-Мартино. «Поклонение волхвов» - фрагмент алтарного рельефа. Условность фигур, но торжественность! Близкими стилистическими чертами характеризуется и скульптура государства франков во времена меровингской династии. В каменных надгробных плитах северо-восточной части государства используется мотив северной орнаментики с ленточным плетением, завершенным звериными головами. Пример: Стела с «Всадником» из Хорнхаузена (ок.700 г.) Подобные же мотивы широко распространены в каменных крестах Ирландии, Англии и языческих стелах Скандинавии (видимо, кельтские поселения). Пример: «Камень Горма» - первый христианский памятник Скандинавии (ок.983 г., нынешняя Дания). Здесь фигура Христа целиком вплетена в декоративную вязь орнамента. ИСКУССТВО КАРОЛИНГСКОЙ ИМПЕРИИ (к.8-сер.9 вв.)
Последняя четверть 8 и середина 9 вв. – подъем искусства в странах Западной Европы, связанные с ростом политической мощи франков и созданием первой империи средневековья Карлом Великим. Огромная империя – на территории почти всей Западной Европы (кроме Британских островов и северо-западной Испании). Разношерстное, лишенное единства, непрочное государство. Искусство империи получило название каролингского и в целом это искусство господствующих кругов. Идее величия государственной власти отвечало стремление к пышности и великолепию. Культура – строительство, монументальная живопись, роскошные рукописи. Период расцвета каролингского искусства длился неполное столетие. В результате распада империи Карла Великого наступает кризис, усилившийся с началом нашествий норманнов, венгров и сарацин. Важные черты каролингского искусства: - сознательное обращение к наследию поздней античности. Отсюда название – «Каролингское возрождение». - Кроме того, большое значение имели и элементы меровингского искусства и ирландского. - Оживленная торговля и политические отношения с Сирией на Востоке тоже повлияли на искусство Каролингов: формы, выработанные народами Востока, нравились своей необычностью.
Архитектура. Обращение к наследию античности больше всего сказалось в архитектурных постройках центрического типа. Пример: Придворная капелла (ныне – собор) Карла Великого в Аахене (ок. 800 года). По образцу церкви Сан Витале в Равенне. Октогон, перекрытый восьмигранным куполом и окруженный двухъярусным обходом. Правда, формы более тяжеловесны и просты, чем в Равенне. Суровый и величественный вид. А двухэтажное небольшое здание монастырских ворот (778-784 гг.) с небольшим тройным проездом внизу и только одним залом наверху, что сохранилось на территории бывшего монастыря в Лорше, сочетает классические позднеантичные черты с архитектурными элементами, унаследованными от построек франков предыдущего периода. От классики – разделенные мощными колоннами арки нижнего этажа, а также пилястры верхнего яруса (правда, щипцовые завершения над пилястрами – пережиток деревянной архитектуры). От предыдущей – франкской архитектуры периода Меровингов – разноцветная кладка стен. Каролингский период подготовил тип романской базилики с двумя трансептами, удлинённым хором и башнями, примыкающими к хору, и возвышающимися над средокрестием. Пример: монастырь Сен-Рикье (нач. 9 века, ныне Сев. Франция), зарисовка.
|