![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурные элементы конфликта
1) конфликтующие стороны Участники конфликта – конфликтанты, а также могут присоединяться сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы. 2) зона разногласий Предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласие. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. 3) представление о ситуации Конфликтанты видят дело по разному. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. 4) мотивы У каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, на основе которых воспринимает и оценивает все с чем сталкивается. 5) действия действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции. К важнейшим негативным функциям конфликта относятся: - ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта; - неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга; - уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него; - дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий; - материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта. Главными позитивными функциями социального конфликта являются: - конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, он толкает их к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать; - он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга; - конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников; - он снимает " синдром покорности", стимулирует активность людей; - он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости; - в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам - стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров; - развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход; - конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).
Вопросы для самоподготовки. Что такое конфликт? Перечислите структурные элементы конфликта. В чем отличие между конструктивным и деструктивным конфликтами? Назовите главные позитивные и негативные функции социального конфликта. Тема 2.2: " Стратегии поведения в конфликтных ситуациях" Содержание: Участники конфликта. Причины конфликтов. Цена конфликта. Выигрыш и проигрыш. Концепция Томаса-Киллмена. Пять основных стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях. Участниками конфликта являются сами конфликтанты, а также могут присоединяться дополнительные участники, исполняющие определенные роли и способствующие данной конфликтной ситуации. Например, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.
|