![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.
Право пересмотра Этического кодекс» медицинской сестры России и толкование его отдельных положений принадлежат межрегиональной Ассоциации медицинских сестёр России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей кодекса принимаются к рассмотрению президиумом названной ассоциации и приобретают законную силу после утверждения этим органом ассоциации. Тема: Психогигиена и психопрофилактика
Содержание: - Понятие здоровья. - Основные критерии здоровья. - Понятия «психогигиена» и «психопрофилактика». - Виды психопрофилактики. - Направления психогигиены. - Психогигиенические требования для поддержания и сохранения психического здоровья. Психогигиена – это наука о том, как достигнуть психического здоровья и сохранить его. Основная цель психогигиены – изучение влияния факторов окружающей среды на психическое здоровье человека и изменение этих факторов, сохранение психического здоровья и душевного равновесия. Психическое здоровье – это общий термин, который используют для описания психологического состояния в целом. В это понятие входит то, как человек относится к себе, как он умеет создавать и развивать отношения с другими людьми, как он справляется с трудностями. Хорошее психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств. Психически здоровый человек умеет контролировать свои эмоции и поведение, справляться с проблемами, создавать и сохранять полноценные отношения, а также эффективно восстанавливаться после пережитого стресса. В психогигиене выделяют несколько разделов: - возрастную психогигиену (психогигиену детства, подросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческого возраста); - психогигиену производственного и умственного труда; - психогигиену быта; - психогигиену семьи и половой жизни; - психогигиену больного и т.д. Психогигиена разрабатывает и осуществляет мероприятия для сохранения и укрепления психического здоровья. На душевное состояние больного влияют все факторы окружающей среды: и физические, и психические, и социальные, и духовные. Физические факторы: санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ, особенно инфекционная безопасность; температура воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещённость; цвет стен, белья, мебели, одежды как персонала, так и пациентов; питание и др. Психические факторы: психологический микроклимат отделения (стиль отношений между медицинскими работниками), взаимоотношения персонала с пациентом, родственниками и т.д. Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе. Социальные факторы: различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д. Духовные факторы: возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу, с представителями религиозных конфессий и др. Окружающая среда должна быть не просто безопасной, она должна способствовать оптимальной жизнедеятельности человека (этические принципы «не навреди» и «делай добро»). Нельзя представить себе сохранение и укрепление психического здоровья без предупреждения психических заболеваний – психопрофилактики. Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических расстройств, их хронизации, способствует реабилитации психически больных. В комплексе психопрофилактических мер следует учитывать как факторы окружающей среды, так и особенности самого человека. Психопрофилактические меры должны быть направлены не только на психические расстройства, но и на личностные и профессиональные деформации медработников. Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика – предупреждение нервно-психических расстройств. Как показывает практика, болезни легче предупреждать, чем потом лечить. Лучше всего с этой задачей справляется первичная психопрофилактика. Её основные задачи: формирование у людей стремления к здоровому образу жизни, а также выявление и устранение психотравмирующих воздействий. При этом очень важно определить группы риска – лиц с повышенной угрозой заболевания. Первичная психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Вторичную психопрофилактика направлена на профилактику хронизации заболеваний, облегчение течения и раннее выявление болезни. В этом случае удаётся провести максимально эффективное и менее затратное лечение. Обычно заболевания диагностируются тогда, когда человек приходит к врачу с жалобами. К сожалению, люди, не знающие симптомов заболеваний, относятся к своим недомоганиям как к обычным возрастным изменениям. У таких людей заболевания обнаруживаются на той стадии, когда лечение становится длительным, дорогостоящим, а иногда и малоэффективным. Для вторичной психопрофилактики применяется метод скрининга. Он основан на информировании людей об основных симптомах заболеваний и необходимости их ранней диагностики путём несложных обследований. По сути, это активная диспансеризация. При вторичной психопрофилактике ведущую роль играют фармако- и психотерапия. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических болезней (реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.). Третичная психопрофилактика – это уже борьба с осложнениями заболеваний.
Вопросы для самопроверки
Тема: Психосоматические заболевания Содержание: - Психосоматическая медицина. - Психосоматические заболевания. - Концепции и патогенез психосоматических заболеваний. - Соматический больной. - Внутренняя картина болезни. - Преморбидные особенности личности. - Реакции личности на болезнь. - Типы психологического реагирования на заболевание по Личко А.Е.
Термин «психосоматика» предложен в 1818 г. врачом Августом Хейнротом. Психосоматика – это направление медицинской психологии, которое занимается изучением влияния психических факторов на возникновение и течение 1соматических заболеваний. Психосоматика означает дословно союз души и тела. Центральным вопросом теории психосоматических соотношений является определение места, которое занимают психологические факторы в происхождении соматических заболеваний. 2Якоби М. в 1822 г. ввёл термин «соматопсихический», подчёркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний. По данным ВОЗ, от 38 до 42 % всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением: - она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины; - исследуя влияние эмоций на физиологические процессы в организме, она является предметом исследования физиологии; - как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, и психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции; - как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения; - как отрасль социальной психологии она исследует распространённость психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни. 3Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется: - наследственной и врождённой отягощённостью; - соматическими нарушениями и дефектами; - наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам; - нарушениями деятельности ЦНС; - личностными особенностями; - психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий; - фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов; - особенностями психотравмирующих событий. Данные факторы участвуют в происхождении психосоматических расстройств и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений. нейро-вегетативно-эндокринных изменениях, ощущении страха, является связующим звеном между психологической и соматической сферами. Психомоторные и словесные выражения тревоги блокируются таким образом, что стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных органах. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий, а к психосоматическим заболеваниям относят те заболевания, когда защищая душевное равновесие, повреждается телесное здоровье. Иными словами, люди с сильным типом психики через 4вегетатику как бы «сбрасывают» стресс на внутренние органы и становятся пациентами терапевтов. В отличие от пациентов со слабым типом психики, которые часто становятся пациентами психиатров. Промежуточным вариантом являются больные с заболеваниями вегетативной нервной системы (ВСД, панические атаки). Пациент понервничал, кора выдержала, пошёл сброс на «подкорку». А далее, в зависимости от того, к какому центру в стволе мозга возникла 5доминанта, неприятные ощущения в области сердца/лёгких/желудка и т.д. Больной испугался, в его сознании установилась прочная ассоциативная связь между стрессом и проблемой в данном органе. А поскольку стрессов в жизни много и они часто повторяются, при повторении данной ситуации идут поражения уже самого «органа-мишени», и с каждым разом в клинике всё больше 1соматики – биохимических и анатомических нарушений. Какой именно эффект окажется, зависит, в конечном счёте, от особенностей эмоции, от особенностей нервной конституции человека и от всей истории его жизни (личностных особенностей, которые формируются в детском и подростковом возрасте). Поменяв, с помощью психотерапии, этот самый «психологический портрет», мы можем снять патологическую доминанту с коры и подкоркового центра, регулирующего работу соответствующего органа, и облегчить клиническое течение заболевания на начальном этапе его развития. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах – это уже чистая терапия. На основании данной модели были определены основные заболевания, для которых описаны «психосоматические портреты» личности. 1) гипертоническая болезнь (ГБ); 2) ишемическая болезнь сердца (ИБС); 3) бронхиальная астма; 4) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; 5) язвенный колит; 6) гипертиреоз; 7) сахарный диабет.
|