![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Патопсихологическое исследование
С точки зрения психосоматической медицины, определённые личностные особенности человека лежат в основе ряда соматических заболеваний. Значит, патопсихологическое исследование особенностей психики необходимо проводить и в соматических клиниках с целью дальнейшей психокоррекции личности и профилактики соматических заболеваний. Патопсихологическое исследование также проводится в психиатрических клиниках. Патопсихологическое исследование включает в себя: - беседу с пациентом; - эксперимент (экспериментальные задания); - тестирование; - функциональные пробы (позволяют исследовать психическую деятельность в специальных нагрузочных условиях; наиболее известны методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, выделения существенных признаков); - изучение истории болезни; - наблюдение за поведением во время исследования; - анализ полученных результатов; - оформление заключения. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов, характерные для определённого заболевания, выявляемые с помощью специально подобранных тестов. Патопсихология изучает: - расстройства восприятия; - расстройства внимания; - расстройства памяти; - расстройства мышления; - расстройства умственной работоспособности; - нарушения сознания. Экспериментально-психологические методики предполагают 3 этапа: I. Сбор данных в соответствии с задачей исследования. Для сбора данных обычно используют батарею методик (не более 8-9), возрастающей сложности (от более простых к более сложным). Применяются только известные и проверенные психодиагностические методики. II. Обработку и интерпретацию полученных данных. III. Вынесение диагностического и прогностического заключения.
Акцентуации характера. Классификация и описание наиболее распространённых акцентуаций характера.
Характер – индивидуально-психологические свойства человека, определяющие его типичные способы поведения. Формируется и проявляется в деятельности и общении. Основные черты характера характеризуют личность в целом. Например, на основе отношения к другим людям формируются «коммуникативные» черты характера: тактичность, общительность, замкнутость. Завершение формирования характера происходит в подростковом периоде с заострением, выделением некоторых черт. Именно в подростковом возрасте проявляются, чаще всего, акцентуации характера. " Чертой характера является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, чуткость, общительность и другие черты характера представляют собой определённые, укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, другим людям, самому себе" Б.Г. Ананьев Акцентуации характера – крайние варианты нормального характера, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, выделены (особенности характера). Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями. Обнаруживают не психическую патологию, а акцент (усиление) отдельных черт характера. Это будет определять отношения человека и даже его уязвимость в ситуациях психо-эмоционального напряжения. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако, под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богата наша жизнь, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена *Карлом Леонгардом (1968 год), вторая – *Личко А.Е. (1977 год). " Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим" А.Е. Личко По степени выраженности Личко выделяет явные и скрытые акцентуации. Явная акцентуация – крайний вариант нормы. Черты характера при этой акцентуации достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает *декомпенсация (неравновесие) при отсутствии психотравм. Скрытая акцентуация – обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются, в основном, при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации. А.Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов, «места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Происхождение невротических заболеваний Личко А.Е. связал с соотношением неблагоприятной ситуации и индивидуальных особенностей характера: «Если же психическая травма, даже тяжёлая, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно адаптации». А.Е. Личко своим учением об акцентуациях характера внёс вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления». «Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п.». Каждый тип акцентуации имеет своё «слабое место» и оказывается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических воздействий.
|