![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неудовлетворенность жизнью
Женщина, сменив место жительства, не смогла адаптироваться к новым условиям, что повлияло как на ее профессиональное становление, так и на стиль жизни, взаимоотношения с детьми, в целом на развитие ее личности. Она самозабвенно назначала всех виноватыми за свою неудавшуюся жизнь. Виноват был Муром, в который она поехала по собственной воле, бросив уже написанную, но еще незащищенную диссертацию; виновата была я, — что заболела полиомиелитом, не дав ей устроиться на хорошую работу; виноват был отец, — что начал пить, хотя в ее обществе пьянство было самой безобидной формой психологической защиты; после смерти отца виновата была советская власть, — что платила маленькую пенсию на детей, намекая, что хорошо бы маме и самой зарабатывать и т. д. Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 16. После смерти бабушки мама назначила себя сердечни-цей и, при совершенно здоровом сердце, начала «умирать» при малейшей нагрузке и особенно при малейшем сопротивлении мужа или детей ее воле. ...Все женщины вокруг работали, но мама сочинила, что дисквалифицирована как специалист, а на курсы переквалификации пойти не может, потому что не может ездить в транспорте. ...В сорок недовольство жизнью превратилось в ее основное занятие. Там же. С. 29-30. Данные исследований Психическое «выгорание» При изучении феномена «профессиональное выгорание» были установлены его основные психологические содержательные характеристики и влияние на результаты профессиональной деятельности и качество жизни (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С, 2002). Психическое выгорание, по мнению исследователей, характеризуется следующими признаками: 1. Эмоциональное истощение (сниженный эмоциональный фон, отсутствие «свежих» чувств, эмоциональная отстраненность в ситуациях интерперсонального общения, быстрое эмоциональное пресыщение, упадническое или депрессивное настроение). 2. Деперсонализация: обезличенное, иногда циничное отношение к подопечным, пресыщение рабочими коммуникациями, недовольство другими. 3. Редукция личных достижений и обязанностей, снижение активности трудовой мотивации, неадекватная самооценка собственных результатов деятельности, ухудшение отношения к самоэффективности, снижение персональной ответственности за результаты коллективной деятельности и др. 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: ухудшение психофизического самочувствия, головные боли, нарушение сна. В результате сравнительного анализа разных профессиональных групп были обнаружены определенные отличия между ними как по типу «выгорания», так и по количеству «сгоревших» на работе. Наибольшее количество «выгоревших» наблюдается среди учителей средних школ: 71% учителей (из 54 человек) имеют высокое эмоциональное истощение и 64% — мотивационно-установочное выгорание (редукция личных достижений). Врачи-терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто характеризуются эмоциональным истощением и деперсонализацией, а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и самоэффективности. Большое количество лиц с высоким и средним уровнем «выгорания» обнаружено среди социальных работников. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002. С. 140, 143. 9.1.4. Проблемы личностного развития Проблемы личностного развития на этом этапе возникают в связи с необходимостью определения своего места, решения ряда жизненных задач: • генеративность — своя точка зрения на мир, его будущее и свое участие в нем (Э. Эриксон); • стремление влиять на новое поколение; • независимость от родителей и ее следствия (свобода и ответственность); • создание семьи, собственное жилье; • жизненные планы и их связь с социальным статусом; • система ценностей. При этом появление трудностей в большинстве случаев определяется наличием противоречий между: • потребностью лучше и глубже разобраться в себе и не-сформированностью рефлексивного контроля; • потребностью в признании и его отсутствием (в профессии, в семье); • возникновением экзистенциальных вопросов («как жить?», «для чего жить?») и неспособностью дать на них ответ; • осознанием меры совпадения жизненных планов, мечты и результатов их достижения. Зарисовки из жизни
|