![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Данные исследований Профессиональная идентичность выпускников педвуза
В рамках исследования Н. Л. Регуш (1998), задачей которого было выявить особенности профессионального «Я» у студентов — выпускников педагогического университета, была использована проективная методика X. Абельса «Каков я есть» (фотоисследование), позволяющая установить, с образами каких социальных групп или конкретных людей человек идентифицирует себя. Участникам опроса предлагалась инструкция: «Если бы я захотел рассказать моему сверстнику, который не владеет моим родным языком, кто я такой и как живу, я послал бы ему следующие пять фотографий», после чего давалось задание описать эти фотографии, ранжируя их по степени значимости. В таблице 11 представлены аспекты идентичности студентов V курса (п=106). Таблица 11 Характеристика идентичности студентов V курса педвуза (Регуш Н. Л., 1998)
Полученные данные обнаружили тот факт, что у большинства выпускников профессиональная идентичность практически не сформирована. Из общего числа ответов (531) только 30 связаны с профессиональной деятельностью. Этот результат можно объяснить с различных позиций. Несформированность профессиональной идентичности, вероятно, является следствием несовершенства системы обучения. Но правомерна и другая гипотеза: выпускники не планируют работать по специальности (учителями в школе), а потому и не формируют образ профессионального «Я». Несмотря на то, что в рамках данного исследования эти гипотезы не проверялись, их правдоподобность обосновывают данные о проценте выпускников, идущих работать после окончания в школу (15-20%) (Регуш Н. Л., 1998). 8.3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ nEPDKHBAHHilMH Одна из причин, препятствующих позитивному развитию личности, — неспособность любить, которая проявляется в постоянных негативных эмоциях: гневе, депрессии, скуке, раздражительности, подозрительности, пессимизме и др. Эти негативные эмоции заполняют жизнь человека, хотя могут скрываться под масками благополучия и вынужденной вежливости. К числу основных проблем здесь можно отнести: • регуляция эмоций и чувств; • переживание одиночества. Причины проблем развития, связанные с эмоциональной сферой, — противоречия между: • силой, новизной, яркостью переживаемых эмоций и чувств и отсутствием опыта управления ими; • эмоциональными ожиданиями, связанными с влечениями, и их неудовлетворенностью; • желанием быть понятым и несформированностью эмоциональной рефлексии; • представлениями о привлекательной внешности человека и тревогой, связанной с самооценкой своей внешности и других физических данных; • сексуальными потребностями и переживаниями относительно реализации сексуального поведения; • между потребностью в близких, интимных, дружеских отношениях со сверстниками и неудовлетворенностью этой потребности. Зарисовки из жизни
|