Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Озабоченностью подростков
Первое, что подлежит интерпретации в таблице, это знак полученной разности: положительная разность говорит о том, что родители переоценивают отягощенность подростка проблемами в данной области, отрицательная — о том, что недооценивают. Абсолютная же величина разности показывает, насколько родительские представления расходятся с реальной картиной. Итак, родители двенадцатилетних склонны переоценивать значение трудностей, связанных со школой и собственным «Я». Ими недооценивается переживание подростками проблем в отношении будущего, родительского дома, взаимоотношений со сверстниками, свободного времени. Ближе всего к реальности находятся представления о проблемной отягощенно-сти в сфере собственного «Я». Сильнее всего искажена картина затруднений, связанных со школой и взаимоотношениями с другим полом, причем, как было показано выше, школьники гораздо меньше переживают по поводу данных аспектов, чем это представляется родителям. В исследовании А. Л. Лихтарникова (Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004) выделены несколько групп подростков с нарушениями контакта (в том числе и с родителями) и игровой активности (обследовано 569 подростков в возрасте 12-17 лет): А — без существенных трудностей в контакте и игре — 78, 3%; В — трудности контакта с детьми и взрослыми — 17, 2%; С — нарушение игры—7, 7%; D — нарушение игры и трудности контакта одновременно — 3, 2%. Влияние особенностей контакта и игровой деятельности находит отражение в том, что группа В состоит из подростков с высокой тревожностью и низкой нервно-психической устойчивостью, которые чувствуют себя несчастными, нездоровыми и беспомощными значительно чаще, чем подростки груп- пы А. В группу С вошли подростки, уровень противоправного поведения которых почти в три раза выше, чем в группе А, но других отличий нет. Подростки группы D оказались выборкой зависимых (эмоционально и химически), травмированных и социально беспомощных. 7.4. САМОПОЗНАНИЕ, САМООТНОШЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ СЕБЯ Самопознание подростка активно осуществляется по самым различным областям собственного «Я»: физической, личностной, познавательной, эмоциональной и т. п. В этот период продолжается развитие Я-концепции, в процессе которого характерными тенденциями являются: • обособление самооценки от оценок окружающих; • самооценка выступает как регулятор поведения; • неустойчивость самооценки. Подросток испытывает потребность в самопознании «Я», прибегая для этого не только к самонаблюдению, но активно экспериментируя над собой, проверяя свои возможности. По мере самопознания и одновременно с ним происходит становление самоотношения — эмоционально-оценочного отношения к своей личности (самопринятия, самоуверенности, самообвинения, самоинтереса и др.). По данным анализа проблемы самоотношения Е. Н. Андреевой (2003) было установлено, что самоотношение имеет сложную структуру, компонентами которой являются: 1) познавательный (включает осознание своих достоинств, недостатков, понимание своих желаний, стремлений, «внутреннее» их обоснование, оценка себя, своего места в социальной реальности); 2) эмоциональный (личностно значимое, субъективное переживание человека по поводу своей личности); 3) поведенческий (конативный) — выработанные стратегии и тактики поведения по отношению к самому себе. Микроструктура самоотношения представлена следующими характеристиками: Самоуважение: «самопонимание», «самоуверенность», «салюпоследовательность» (или «саморуководство»). Аутосимпатия: «самопринятие», «самообвинение». Самоинтерес: «самоинтерес» (или «самоценность»). Ожидание положительного отношения других людей: «ожидание отношения других». Последствия высокого самоуважения и их проявления: • способность преодолевать свои недостатки; • самостоятельность и малая внушаемость; • удовлетворенность самим собой; • положительное отношение к окружающим или, напротив, пренебрежительное, высокомерное отношение к другим; • самолюбование, самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм; • наличие чувства собственного достоинства; • стремление утверждать себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, усилий. Последствия низкого самоуважения: • закрытость, склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир мечты; • болезненные реакции на критику, смех, замечания социального окружения; • ожидание равнодушного или антипатичного отношения со стороны других людей и недоверчивое и неодобрительное отношение к ним; • чувство неполноценности, ущербности, недостойности кого-то; • стремление утвердить себя за счет окружающих; • частые внутриличностные конфликты. Зарисовки из жизни Отношение к физическому «Я» Несмотря на это на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как у меня; я просил бога сделать чудо: превратить меня в красавца, и все, что имел в настоящем, все, что мог иметь в будущем, я бы отдал за красивое лицо. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность// Собр. соч.: В 14 т. М., 1951. Т. 1.С. 54. 7.5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками: • противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможность ее удовлетворить; • несформированность конструктивных социальных навыков (не умеют общаться) (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах); • личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников; • необоснованная агрессивность; • плохой самоконтроль; • стремление сводить счеты; • невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид. Последствия проблем взаимоотношений со сверстниками: • краткосрочные — плохое настроение, тревожность; • долгосрочные — уход из школы, совершение правонарушений, поиск признания в криминальных группах. Данные исследований
|