Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитический обзор профессиональных выборов выпускников Санкт-Петербурга
По результатам исследований С. Г. Вершловского (Верш-ловский С. Г., ред., 1999, с. 45), при выборе профессии молодежь дифференцируется в соответствии со следующими тенденциями: 1. Юноши значительно больше, чем девушки, ориентированы на выбор профессий в производственно-технической сфере, у выпускниц выбор лежит преимущественно в гуманитарной области. 2. Выбор профессии выпускником положительно коррелирует с профессией его родителей. 3. Выпускники частных школ, гимназий ориентированы на карьеру в гуманитарной и финансово-экономической сфере. 4. Характер профессиональных ориентации старшеклассников, заканчивающих различные учебные учреждения, существенно отличается: есть школы, выпускники которых только в 5% случаев выбирают производственно-технические профессии, в некоторых — это число составляет до 50%; в ряде школ профессиональная ориентация выпускников отличается разнонаправленностью. Кроме того, в исследовании С. Г. Вершловского было показано, что зачастую существует противоречие между ориентацией на будущее как возрастной характеристикой и страхом перед будущим, боязнью его неопределенности. Профессиональные планы выпускников нового тысячелетия Данные взяты из статьи А. А. Азбель «Как помочь современному подростку выбрать профессию» в кн.: «Психология современного подростка». СПб., 2005. С. 339. Профессиональные планы выпускников средних школ мегаполисов России (Москва, Санкт-Петербург) таковы. В 75, 7% случаев они намерены продолжать обучение, при этом 84, 4% из них хотят обучаться в вузе. Такой вариант, как «армия после школы», даже не рассматривается. В первые несколько месяцев после окончания школы личные планы части выпускников корректируются: 88% юношей поступают на дневную форму обучения (из них 67% — в вузы), остальные либо работают, либо совмещают работу и учебу, либо не работают и не учатся. Складывающаяся ситуация выступает следствием переполненности рынка труда молодым поколением. Рынок не в состоянии предоставить молодежи возможность реализовать важнейшие жизненные ценности труда в традиционной модели. И многократное получение образования, и совершенствование в профессиональной области — это удлинение периода инфантильности для самих молодых людей, а для общества — снятие излишнего давления молодежи на рынок труда. Иерархию профессий, выстроенную выпускниками средних школ Москвы, возглавляют два блока. В первый блок входят такие специальности, как юрист, программист, бизнесмен и банковский работник, т. е. наверху «пирамиды» оказались профессии, требующие весьма высокой квалификации и соответствующего образования. Часть из них стали популярны только в последние годы, по мере перехода общества к рыночной экономике. Во втором блоке оказались: переводчик с иностранного языка, летчик, секретарь-референт с работой на компьютере, артист, научный работник-экономист. Большинство из этих профессий обязаны своим «верхним» положением конъюнктуре сегодняшнего рынка труда. Например, в специальности «ученый-экономист» молодежь скорее привлекает не научная деятельность, а деятельность, позволяющая, по мнению респондентов, зарабатывать деньги. Низкой привлекательностью обладают рабочие специальности и профессии умственного труда. 8.2. ИДЕНТИФИКАЦИИ И СМЕШЕНИЕ РОЛЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Идентичность рассматривается как осознание своего тождества с другими и самим собой в силу определенного взаимодействия с социумом, из которого она приобретает нечто, сохраняя при этом свою уникальность. Э. Эриксон определяет идентичность как заряжающее человека психической энергией субъективное чувство непрерывной самотождественности. Основными составляющими чувства идентичности, по Э. Эриксону, являются: временная перспектива (противоположность — временная диффузия), уверенность в себе (противоположность — апатия), экспериментирование с ролями (противоположность — негативная идентичность), предвосхищение успеха (противоположность — паралич трудовой деятельности), половая идентичность (противоположность — бисексуальная диффузность), лидерская поляризация (противоположность — диффузия власти), идеологическая поляризация (противоположность — диффузность идеалов). Каждое из этих свойств, составляющих идентичность, либо способствует позитивному развитию, либо, при противоположной характеристике, создает проблему развития: бисексуальная диффузность, диффузия власти, диффузность идеалов и т. п. В понимании сущности идентичности Э. Эриксоном подчеркивается три ее признака: 1) восприятие себя «внутренне тождественным самому себе»; 2) «тождественность» и «целостность» в индивидууме признается и значимыми другими; 3) наличие уверенности в том, что внешние и внутренние планы этой целостности согласуются. Структура личности, по Э. Эриксону, включает: 1) Я-идентичность (осознание себя неизменным в пространстве и времени), другими словами — эго-идентич-ность, совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность; 2) групповую идентичность; 3) психосоциальную идентичность (значимость бытия с точки зрения общества), имеющую два сечения: положительная идентичность предполагает образ того, каким человек должен стать, а отрицательная — каким человек не должен стать. В связи с взаимопереходами и взаимозаменами этих сечений происходит формирование обновленной идентичности. Сформировавшаяся идентичность характеризуется определенным временем (периодом жизни), местом в социуме и отношением к окружающим. Процесс становления идентичности описан Э. Эриксоном как разрешение кризисов на каждой стадии развития, которое приводит к обретению новой идентичности. Кризис идентичности в юношеском возрасте — период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как: «Что я собой представляю? », «Куда я иду?» Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о своей собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации. Проблемы становления идентичности вызываются противоречиями между: • полным отождествлением себя с определенной группой, с конкретным человеком и самоутратой (потерей собственного «Я», своей индивидуальности) на фоне глубинного стремления к самосохранению, самоуважению. Разновидность этого противоречия — «предупредитель- ность» — самоотождествление с ожиданиями других людей33; • жесткой целенаправленностью воздействий в процессе воспитания, передачи культурных традиций и ценностей и естественным процессом полоролевой, личностной, этнической идентификации; • плохим знанием себя и потребностью в самоутверждении, самоопределении. Последствия неразрешенных проблем становления идентичности: • трудности в социальной адаптации; • потеря целостности Я—концепции и, как следствие, неуверенность в себе, сверхзастенчивость; • переживание одиночества при потере тождественности со значимыми другими. Зарисовки из жизни
|