![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегии разрешения проблемы.
В том случае, если учитель признает свою ошибку, ему следует провести беседу с ребенком. Объяснить ему, что самое важное в обучении — это накопление знаний, а не оценка. Можно обсудить с ребенком ошибки, допущенные при выполнении заданий, предложить подумать, как -можно их исправить. Сказать ребенку, что получение плохой оценки вовсе не влияет на отношение к нему окружающих, что он любим, нужен и уважаем. Если учитель не желает сходить со своих позиций, родителям следует поменять учителя во избежание психотравмы. 7. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Негативными последствиями ситуации могли стать: • подмена мотивации к обучению; • эмоциональная нестабильность; • страх получения негативной оценки, мотив избегания неудач; • нарушение взаимоотношений со сверстниками. Положительный результат разрешения: • сохранение учебной мотивации; • эмоциональная стабильность; • гармоничные отношения со сверстниками. 8. Предупреждение проблемы: Знание учителем особенностей детской психологии. Другой подход к воспитанию и образованию, основанный на признании ценности личности каждого ребенка. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: В их семье не принято было злиться. Если кто-то позволял себе что-то подобное, то, видимо, как-то очень тихо или вообще «про себя». Возможно, поэтому он не очень представлял себе — как это, когда злятся. Но в школе, куда он пошел, почему-то злились многие. Когда учителя повышали голос, он вжимался в парту, тело цепенело, в желудке что-то сжималось от ужаса, и хотелось только одного — стать невидимкой. Перемена не приносила облегчения. Если удавалось пробраться незамеченным в проем в стене и отсидеться там — это был успех. Чаще всего не удавалось. От язвительных замечаний, издевательств и откровенных ругательств обида подкатывалась прямо к глазам, но плакать было нельзя, тогда вообще проходу не дадут. Хуже всего, когда доставалось по шее портфелем или от внезапной подножки растягивался на полу — все так дружно гоготали, и от обиды забывалось даже разбитое колено. В итоге он перестал ходить в школу: просто больше не мог. Когда лежал дома и лечил невесть откуда взявшийся гастрит, а когда просто саботировал тихие мамины уговоры, уходя все глубже в свою депрессию. Единственное, что увлекало его и позволяло хоть как-то оживиться, — это изучение оружия, и чем оно совершеннее и мощнее, тем больше интереса. Млодик И. Ю. Чудо в детской ладошке, Или неруководство по детской психотерапии. СПб.: Питер, 2004. С. 47-48. 2. Проблема: подавленная агрессия. 3. Поведенческие реакции: вжимается в парту, отсиживается незамеченным, прячется от детей, не защищается, не отвечает на издевательства; позже: перестал ходить в школу, гастрит (психосоматический симптом), депрессия; изучение мощного оружия. 4. Чувства: тело цепенеет; в желудке что-то сжимается от ужаса; хочется стать невидимкой; обида, хочется плакать, но нельзя, от обиды забывается даже боль. 5. Противоречия, лежащие в основе данной проблемы: • между чувствами ребенка и невозможностью (неумением) их выразить; • между ранее сформированным стилем взаимодействия и новой ситуацией. 6. Поэтапный анализ проблемы: Эта проблема является проблемой индивидуального развития. Зарождение: в семье не принято было злиться, то есть ребенок не видел проявлений гнева, агрессии, и сам, соответственно, не научился выражать подобные чувства. Развитие: позже, в школе — страх («ужас»), когда учителя повышают голос; неумение общаться с детьми, их насмешки вызывают в нем обиду, на выражение которой существует запрет, так как предполагается, что это повлечет за собой новые насмешки; в связи с этим развивается еще большая замкнутость (замкнутый круг). Кульминация: перестал ходить в школу, депрессия, гастрит. 7. Стратегии разрешения проблемы: Ребенок пытается разрешить эту проблему сам, разряжая подавленную агрессию посредством изучения оружия, мощного и совершенного. Так он чувствует свою силу и контроль над ситуацией. 8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Последствия разрешения проблемы: • возможность дальнейшего развития, не «застревая» на данном этапе; • возможность нахождения приемлемых способов разрядки; • нахождение более эффективного способа общения с окружающими людьми. Последствия неразрешения проблемы: • саморазрушающее поведение; • депрессия; • психосоматические заболевания; • затруднения в общении. 9. Предупреждение проблемы: Необходимо способствовать разрядке чувств ребенка, работать над его уверенностью в своих силах и запретами на выражение эмоций. Важно присоединение родителей, их поддержка в адрес ребенка и взаимодействие с родителями одноклассников. Кроме индивидуальной, необходима работа с классом, усиливающая групповую сплоченность. В нее может быть включен как психолог, так и учитель. Пример 3 (по материалам магистрантки Ф. В.). 1. Проблемная ситуация: Девочка 7-ми лет не может заниматься в классе, так как не способна долгое время сосредотачивать внимание на уроке. 2. Противоречие, лежащее в основе данной проблемы: • между тем, что ребенок хочет играть во время урока, разговаривать, ходить по классу, и тем, что этого делать нельзя. 3. Поведенческие реакции: уходит с урока, тянется к игрушкам, вместо того чтобы работать со всем классом, дерется с одноклассниками, не хочет идти в школу, опаздывает на занятия с логопедом и психологом. 4. Поэтапный анализ зарождения проблемы: Ребенок родился глубоко недоношенный, с ослабленным зрением и легкими нарушениями функционирования головного мозга. Когда девочке исполнилось 3 года, ее отдали в детский сад круглосуточного пребывания, а домой забирали только на выходные. В садике наблюдалась гиперактивность, воспитатели не справлялись с ее поведением и во время занятий в группе стали отсаживать в другое место, чтобы она не мешала. В 7 лет девочка пришла в школу, психологическое обследование показало значительное отставание в психическом развитии в связи с элементарной запущенностью со стороны семьи. При разговоре с мамой выяснилось, что с ребенком дома никто никогда не занимался. С появлением в школе, в совершенно новых для себя условиях, перед девочкой встала задача адаптации к школьной жизни. В данном случае адаптация проходила с трудом. В связи с возникшими трудностями у девочки постепенно сформировалось отторжение школы. 5. Разрешение проблемы: Беседы с мамой оказались бессмысленны, поскольку она не желала брать на себя ответственность за собственного ребенка, готова была даже заплатить, лишь бы эту ответственность взяла на себя, например, школа. Психологом и логопедом была разработана совместная индивидуальная развивающая программа, которая реализуется на сегодняшний день без поддержки со стороны мамы. 6. Предупреждение проблемы: Если бы мама взяла на себя ответственность за собственного ребенка и, учитывая индивидуальные особенности ребенка, систематически занималась бы с ним, играла и в играх тренировала элементарную усидчивость, развивала мышление, память, общую осведомленность, проблемы можно было бы избежать. Глава 7 ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11 -17 лет) Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковый период: • биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем; • неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития; • ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования и др.) в удовлетворении потребностей подростков; • проблемная, дисгармоничная (асоциальная) семья. Проблемы: 1. В учебной, познавательной деятельности. 2. В личностной, межличностной сфере: • самоотношение — самопознание — самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хорош»); • взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»); • взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании); • ответственность — несформированность ответственности. 3. В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид. 7.1. ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В сфере познавательной деятельности в подростковый период появляется ряд новообразований: 1. Логическое мышление: ■ • развитие процессов обобщения, классификации, абстрагирования; • познание, понимание связей и отношений (причинно-следственных, условных, временных); • развитие внутренней речи (контроль — сличение с эталоном, планирование); • овладение диалогом; • осознание процесса и результатов познавательной деятельности (рефлексия на процесс и результат познавательной деятельности). 2. Интеллектуализация процессов чувственного познания (осознание, обобщение, категоризация воспринимаемого, визуальное мышление). 3. Словесно-логическая память (овладение приемами логического запоминания и воспроизведения). Становление этих новообразований связано с преодолением трудностей, которые при неудачном стечении обстоятельств могут вызывать проблемы в развитии. Причины проблем развития познавательных процессов: • формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения; • когнитивный диссонанс — несоответствие между знаниями и умениями; • расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности; • несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени; • снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности; • несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности; • потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог. Последствия проблем в познавательной деятельности: - упущен сензитивный период развития логического мышления, что затруднит его развитие в последующем; - опасность застревания на старых способах мышления, не позволяющих развиваться новым механизмам и качествам мыслительных процессов; - опасность развития общей заниженной самооценки на основе проблем в учебной деятельности; - опасность формирования выученной беспомощности и негативного отношения к себе; - невозможность развития «вкуса», удовлетворения от интеллектуальной деятельности; + наличиие знаний о проблемах учебной деятельности и их учет в предстоящем выборе профильного обучения и специальности; + активизация способов самоуважения и самоутверждения в различных направлениях (а не только в познавательной деятельности — в спорте, практической деятельности, общении); + развитие гармоничной Я-концепции; + развитие самопринятия и позитивного самоотношения; + развитие ответственности за результаты и процесс учебной деятельности. Данные исследований
|