Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация принципов обучения.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕМА. Закономерности и принципы обучения Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие наиболее общее нормативное знание … В.В.Краевский. 1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь. Закономерности обучения (дидактические закономерности). Классификация принципов обучения. 4. Характеристика принципов обучения. 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
Из философии нам известны понятия «закон» и «закономерность». Закон – объективная, существенная, устойчивая и повторяющаяся причинно-следственная связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Законом в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И.Я.Лернер). Закономерность может выступать а) проявлением законов, еще неосмысленных и четко не сформулированных; б) общим проявлением упорядоченности развития, как совокупным действием многих законов. Закономерность фиксируется как закон, если: - четко зафиксированы объекты, между которыми установлена связь; - исследованы вид, форма, характер связи; - установлены пределы связи. В дидактике под закономерностями обучения понимают объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями, процессами, отдельными компонентами процесса обучения. В истории дидактики предпринимались попытки сформулировать законы обучения. Так, К.Д.Ушинский вел речь о «правилах» обучения, за которыми скорее были основные требования к обучению, то есть – принципы обучения. Американские педагоги Э.Торндайк, У.Х Килпатрик и др. называли законы обучения: взаимосвязанности, тренировки, интенсивности, ассимиляции, результативности, которые выражали в обучении скорее связи физиологического и психологического характера В современной отечественной дидактике называются законы обучения: · закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения; · закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащегося; · закон обусловленности результатов обучения хаарктером деятельности и общения учащихся и учителя; · закон целостности и единства педагогического процесса и др. (их характеристика - в кн. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб.пособие. – М.: «Академия», 2001.) Примеры закономерностей обучения: зависимость обучения от возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей обучающихся; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью обучающихся; взаимозависимость обучения и воспитания, развития личности и др. Принцип – отражение закономерностей и выступает в форме требования.
Принцип обучения – (от лат. principium –начало, основа)- исходное, основное требование к обучению, определяющее содержание, формы и методы организации процесса обучении. Примеры принципов обучения: принцип наглядности в обучении, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, сознательности и активности и др. Для учителя принципы обучения – это нормативная категория, которая является всеобщей, обязательной для обучения и позволяет инструментально и методически отразить закономерности обучения в условиях реального процесса обучения. В практике обучения все принципы обучения равнозначны, взаимосвязаны и взаимодополняемы, обязательны для реализации. Реализовать принципы обучения в конкретном образовательном процессе означает организовать обучение на нормативной основе. Принципы обучения практически реализуются через соблюдение правил. Правило обучения – это положение, которое предусматривает типичный способ действий учителя в типичной ситуации обучения и раскрывает отдельную сторону применения того или иного принципа обучения. Правила обычно бывают выражены в форме советов, рекомендаций учителю, организующему процесс обучения. Примеры правил обучения: 1. «Организуйте своевременно повторение материала учащимися» (принцип прочности знаний; др.). 2. «Разбивайтеобъяснение изучаемого материала на завершенные части» (принцип сознательности и активности; др.). 3. «Опирайтесь на личностный опыт ученика в обучении» (принцип связи теории с практикой, жизнью; др.). Итак, закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.
2.Закономерности обучения, их классификация. Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями обучения. Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:
1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей. Внутренние взаимосвязи и взаимозависимости между элементамипроцесса обучения являются внутренними закономерностями обучения: · зависимость процесса обучения от личностных особенностей, педагогического мастерства, профессионализма преподавателя; · зависимость результатов процесса обучения от мотивации, личностного смысла учебной деятельности для студентов; · обусловленность процесса обучения целями и задачами, его отчетливая целенаправленность; · зависимость процесса обучения от критериев оценки эффективности учебной деятельности студентов и обучающей деятельности преподавателя и т.д. Среди множества общих и специфических, частных закономерностей процесса обучения выделенные выше прежде всего отражают процессуальную и системную сущность обучения.
|