![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система классических принципов обучения.
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования. 1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др. 2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др. 3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения. 3.1. Традиционная (в классической дидактике) система принципов обучения включает в себя Ø принцип преемственности, систематичности и последовательности; Ø принцип наглядности; Ø принцип сознательности и активности учащихся в обучении; Ø принцип самостоятельности; Ø принципы доступности и научности; Ø принцип связи теории с практикой; Ø принцип прочности. 3.2. Оконь В. формулирует следующие дидактические принципы: Ø системности (упорядочивания знаний), Ø наглядности (заполнения пространства между конкретным и абстрактным), Ø самостоятельности (ограничения зависимости учащихся от учителя), Ø связи теории с практикой (основа – понимание связи между познанием действительности и практикой), Ø эффективности (связи между целями и результатами обучения), Ø доступности (преодоления трудностей учащимися благодаря подбора методов обучения сообразно уровню развития), Ø сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении. Вместе с тем, традиционно сложившаяся система принципов не соответствует полностью тем концепциям и подходам к образованию, которые существуют в настоящее время. Именно поэтому многие авторы считают необходимым пересмотреть содержание некоторых из них, дополнить их новыми, отражающими современное состояние педагогической науки и требования практики образования. (М.И.Махмутов, В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Так, М.И.Махмутов вводит в существующую систему принципов такие, как принцип проблемности, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип профессиональной направленности (для обучения в системе профессионального образования). В.В.Давыдовым и Л.В. Занковым разработаны принципы развивающего обучения, во многом противоречащие сложившимся в теории и практике принципам традиционного репродуктивного обучения. 3.3. Давыдов В.В. предлагает следующие принципыобучения: преемственности (вместо систематичности и последовательности), деятельности (вместо сознательности и активности), предметности (вместо наглядности), принцип развития теоретического мышления (вместо научности), принцип развивающего обучения (вместо доступности). 3.4. В педагогической литературе и учебниках педагогики мы находим другие подходы к классификации принципов обучения (Бабанский Ю.К., Ситаров В.А., Сластенин В.А. и др.).
|