![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип самостоятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Быть самостоятельным – это значит осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями. Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности. По характеру управления учебной деятельности можно выделить следующие ее виды: · исполнительская – по инструкции и заданиям учителя; · частично самостоятельная – направляемая учителем; · полностью самостоятельная - учащийся сам определяет цели и осуществляет учебную деятельность. Таким образом, степень самостоятельности определяется тем, насколько он владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов. По степени включенности творческих элементов в познавательную деятельность можно выделить следующие виды и уровни самостоятельности: 1) воспроизводящую самостоятельность – действия по образцу; 2) реконструктивную – частичное изменение образца, комбинирование; 3) эвристическую - внесение элементов нового, поиск, направляемый учителем; 4) исследовательскую – самостоятельный поиск и нахождение новых способов решения учебной задачи. Низкий уровень самостоятельности учащихся, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности, а также с несформированностью у большинства из них умений и навыков управления своей учебной деятельностью. Поэтому важнейшим дополнением и условием реализации принципа самостоятельности можно считать предложенный Л.В.Занковым принцип осознания процесса учения, требующий от педагога создания специальных усилий по формированию рефлексивных умений учащегося (осмысливать, почему и как протекает учебная деятельность, почему необходимо владеть именно этими способами действий, к чему они приведут и т.п.). Правила реализации принципа самостоятельности: 1) Постепенно увеличивайте долю самостоятельной работы учащихся, обеспечивая переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению. 2) Равномерно распределяйте самостоятельную работу во всех звеньях учебного процесса, сочетайте школьные и внешкольные ее формы. 3) Инициируйте исследовательскую самостоятельную работу учащихся в разнообразных ее формах и методах. 4) Включайте учащихся в самостоятельную постановку и определение целей и задач, выбор способов и средств учебной деятельности, взаимооценивание и самооценку результатов. 5) Формируйте общеучебные умения и навыки, коммуникативные и организаторские умения, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся. 6) Интенсивнее используйте современные технологии обучения, активизирующие самостоятельную работу учащихся (технологии модульного обучения; учебного, исследовательского, социального проектирования, компьютерные технологии и др.). 7) Сочетайте фронтальные формы работы учащихся с групповыми и индивидуальными, обеспечивающими постепенный переход от совместной деятельности учащихся к их самостоятельной учебной деятельности. 8) Создавайте условия для самостоятельной работы учащихся посредством разработки различных методических материалов и средств (рекомендаций, программ, предписаний и т.д.). 9) Создавайте условия для регулярного оценивания, самооценивания, взаимооценивания самостоятельной работы учащихся.
|