Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция IV. Российская империя.
Поступательное развитие Российского государства. Административно-командный ресурс. Как мы помним, в 16 веке Иваном Васильевичем была предпринята попытка решения проблемы централизации силовыми методами...В результате русский царь ввёл в России самодержавное правление с неограниченной властью монарха, опираясь, при этом, на поместное дворянство и народ. Весь последующий период, вплоть до абсолютизма Петра Алексеевича Романова, поступательное развитие Российской государственности, определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способнойудержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Вот формула этого периода времени: Государство-есть союз народный, управляемый верховной властью(замысел и разработка - митрополита Макария 1482-1563гг.) Опора всему был общественный договор, основанный на принципе обязательной службы. Суть его состояла в том, что казна брала на себя обязательство обеспечивать сословия всем " потребным" для жизнедеятельности и службы... Объектом договора становилась земля... Поэтому, во главе всех традиционных норм и порядков ставилась государственная собственность на землю и её недра!!! Таким образом, государственная собственность стала основой и опорой самодержавных порядков. Соборы (особенная форма управления в России) должны были показать и придать общенародную поддержку царской власти и её деятелей... В первой половине 17 века верховная власть «отделяет и разделяет своё понимание государева и земского дела от их земского совета». Стабилизация экономической и политической жизнедеятельности в стране при Михаиле Фёдоровиче Романове(1596-1645гг.), позволила царским " политтехнологам" понизить значение соборов (для власти и всего народа). С 30-х годов 17 века они (соборы) становились, по сути, совещаниями правительства с собственными агентами. В них начинаю работать (заседать) не представители земли (общества), а носители службы – специализированные государственные люди. Таким образом, власть избавлялась от опеки. Например, в 40-е годы 17 века была создана царская канцелярия, а ей стали, негласно, подчиняться все приказы. По-меткому выражению академика М.М. Богословского, Российское самодержавие эволюционизировало от земского к бюрократическому (Из истории верховной власти в России. Петроград, 1918.). Начинается движение к абсолютизму. Со второй половины 17 века складывается государственная вертикаль командно-административной системы (2 порядка верховного управления: личное и бюрократическое). Это означало вытеснение выборных в местном управлении. Лично-бюрократическое управление было гораздо манёвренее и универсальнее, более того, оно было действенее в условиях огромных пространств и традиционного хозяйственного уклада жизнедеятельности местного населения. Пример, Счётный приказ - впервые объединил финансовое управление страны, а его указы - имели силу исполнительного закона. Таким образом, задачей верховной власти становится опека народной жизнедеятельностью и творческое воздействие на неё. Цель-создание монархии всероссийской (имперской). Уложение 1649 года ввело понятие государственного интереса, которому должны были следовать и подчиняться все частные, личные и общественные интересы. Для чистого абсолютизма, к которому устремилась Россия, складывается новая концепция власти, которая предусматривала отказ от старой, церковной доктрины. Церковь перестаёт быть арбитром в русском обществе, (своеобразная «отставка»церковной концепции). Российский самодержец, с этого момента, стоял не во главе правительственной администрации, а вне её и над ней, как помазанник Божий - источник всей жизнедеятельности в России. Теперь царская власть была над всем и всеми. При этом своеобразии Российского самодержавия в системе власти не устанавливалось четкого соотношения права, законности и самовластия, так как данная концепция как раз и строилась на том, что разделение властей не было. Со второй половины 17 века главной опорой верховной власти становится дворянская бюрократия и институт крепостного права. Дума потеряла своё прежнее значение, а Церковь становилась своеобразным средством «орудием» в руках самодержавия. Есть мнение, что церковный раскол(1650-1660-е гг) имел искусственное происхождение, в результате которого Боярская Дума «пошла войной» на параллельное церковное общество. Между прочим, идея Российской империи принадлежала патриарху Никону. Раскол мог быть своеобразным преодолением кризиса национально-государственной идеи, с которой столкнулись не совсем легитимные Романовы. После смерти царя Алексея Михайловича(1676г.) принцип служения самодержавному государю возродился, получил новое ускорение и развитие в шестилетнее правление Фёдора Алексеевича. Российское государство в 17 веке представляло из себя систему политического равновесия (пример для всей Европы). Русская власть в ходе массированного наступления, с помощью командно-административных методов решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, нашими предками были достигнуты и цели созидательной и народнохозяйственной деятельности по улучшению национального благосостояния (таким образом политическое объединение было закреплено экономически ). Повторим общий вывод… Главными источниками новой концепции были успешное выполнение правительственного курса на развитие техники административной службы и теорий государственного и народного хозяйства, создание крупного производства (в частности, тяжёлой промышленности), основанного на государственном заказе, государственных субсидиях, выгодных концессиях, обеспеченных рабочей силой...Политико-экономическое развитие России в 17 веке обеспечивалось быстрым расширением границ государства и населения страны (в состав России вошла континентальная часть Азии, ограниченная на Севере Ледовитым океаном, а на Востоке - Тихим...
Политические и социально-экономические преобразования Петра Алексеевича Романова (Петр I). Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. " Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства, В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои. 22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генерал-обер-фискалом Нестеров. Далеко не всегда они оправдывали доверие Петра. Сама формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества. Того же Нестерова, который был призван пресекать подобные дела в государстве, самого казнили за взяточничество. В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия " чужестранных дел"; 2) Коллегия военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась " Кабинетом". Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе " консилиум" (совет) нз местных дворян. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица. В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо «регулярным государством». Это было абсолютистское бюрократическое государство. Естественно, что в таком сверх заадминистрированном государстве подлинно демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице и городской артели. Но российская демократия (правда по вполне объяснимым причинам – борьба за территорию и государственную самоидентичность) все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре. Такая огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и ее социальной структуре. Все было пронизано волей монарха, все несло на себе печать государственного вмешательства, глубокого проникновения государства во все сферы жизнидеятельности. Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью её было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Составной частью этой политики был протекционизм - поощрение промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка. Петр I энергично берется за укрепление промышленности. Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургической отрасли народного хозяйства. Однако, Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности. Для мануфактуры характерно, в отличии от мелкотоварного производства, разделение труда, однако, неизбежно преобладает ручной труд. Фабрика - производство, на котором при разделении труда господствует уже машинное производство. Характер русской мануфактуры - один из самых спорных моментов в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Дело в том, что для капиталистической мануфактуры характерен наемный труд. Русская же мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Крестьяне " приписывались" к заводам и вынуждены были часть года или все время работать на них. Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также " гулящих" людей, " татей". Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием. Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри ее, так и вне их. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу. " Государственные монополии, налоги и повинности - это были силовые средства, примененные петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач" (Е.В.Анисимов). К концу Северной войны государство несколько изменило свою политику в области экономики. Наиболее жесткие монополии были отменены, частное предпринимательство стало поощряться, но зато всемерно усиливалась бюрократическая машина, которая несколько другими методами, но также пристально держала под контролем развитие промышленности и торговли. Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Ускоренно шёл процесс унификации сословий; сословная структура упрощалась, становилась ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и " Табель о рангах", изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. Но главное значение этого указа все-таки не в этом. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий. На смену им пришла единая земельная собственность, пользование которой, однако было регламентировано еще больше, чем при поместной системе. " Табель о рангах" вводила в обиход 14 рангов: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от " артиллерии констапеля" до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Самым высших чином был 1-й ранг, или " класс", а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо " породы" и " знатности" основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиями правительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу для изучения разного рода наук. Но объективно все эти меры служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода " закрепощению" его. Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на " регулярных" и " нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - " подлые люди". Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые крутые меры. В ту пору на бескрайних российских просторах обычной была процессия, состоявшая из переписчика-офицера, за которым следовал палач с кнутом и удавкой. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Но реформа имела и другую сторону, которая привела к унификации низших сословий. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода гулящий люд, холопы были записаны в " тягло" и таким образом уравнены с крепостными крестьянами. Новый прямой налог был в 2-2, 5 раза больше суммы всех прежних прямых обложений. Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом. Довольно верно политический строй России XVII в. определял М.М.Богословский, писавший, что Московское (Российское) государство середины XVI - середины XVII в. было самодержавно-земским, а далее оно стало превращаться в самодержавно-бюрократическое.
Для уяснения темы… Созданию национальной абсолютистской монархии предшествовал период так называемого государственного строительства, государственной реформы, создание регулярного государства. Ряд важных положений для уяснения событий предшествующих периодов. Кризис Российской государственности на рубеже 16-17 веков был вызван не только событиями 16века, сколько смертью Федора Иоанновича. В массовом сознании россиян был потерян образ власти, ориентированный на умеренный авторитарный идеал. Власть перестала быть (для народа) и единолично-ответственной, авторитарно-сильной и справедливо-нравственной (это главный фактор кризиса). Другой фактор – это кризис национальной государственной идеи, основанной на божественных (сакральных) представлениях о природе государственной власти. Между прочим, эта идея базировалась на принципах служения государю. Следующий момент. В Европе, население которой составляло пятую часть жителей земли впервые начинают осознавать себя не столько территорией, сколько единым и культурным целом (идеи европейской индивидуальности). В международных отношениях на первый план выходит приверженность законам. Однако противоречия между государствами усиливаются. Главным принципом международных отношений становится система политического равновесия. Поэтому главным итогом государственной реформы в России должно было стать складывание концепции самодержавной империи. Другими словами, Верховная власть больше не нуждается в преобразовании концептуальной доктрины церкви. На первую политическую роль выходит государственная власть в лице царя. Формула: 1. Государство есть союз народный, управляемый Верховной властью 2. Государственные постановления. Основные законы: определяли строй и права Верховной власти, основные права и обязанности граждан 3. Государь в ходе реформы «возложил» на себя венец как государь прирожденный 4. Верховная власть отделяет свое понимание государева дела от земского совета. В России открывается путь для чистого абсолютизма, опирающегося в делах управления на приказную бюрократию (орган личной царской власти) Краткая расшифровка формулы: при Михаила Романове царское правительство перестает пользоваться помощью Собора и прибегает к другим видам совещаний (с представителями сословий). Власть ищет и находит опору в собственных исполнительных органах (начинается создание придворно-аристократической бюрократии, прообраз камерализма). Эта эпоха - торжество приказного начала. Царь правил через конкретных лиц (соратников). Создание регулярного государства началось с принятия Соборного Уложения 1649г. Оно в своих установлениях стояло на точке зрения государственного интереса, которому должны были подчиняться все частные и общественные интересы. Например, все сословия должны были служить, должны были быть корпоративно образованными, а социальная мобильность приостанавливалась. В этот момент в российской властной бюрократической схеме самодержавие являлось единственном гарантом эффективности управления, правосудия, мерой всех и вся в государстве. Поэтому новый государственных аппарат должен был создаваться именно под самодержавие. В основе всего лежал принцип поручения: четкие инструкции, жесткий контроль, выдавливание наверх к государю наиболее важных дел. Таким образом, огосударьствляя сословия Верховная власть стремилась к их фактическом растворении в административном аппарате. В России монарх наделял (фактически) собственным суверенитетом создаваемые им сословия. Сословия становились обязанными Верховной власти-носителями службы.
|