Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия эффективного использования ТРИЗ.
Чтобы овладеть технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ), необходимо развивать диалектическое мышление путем использования в процессе обучения методов фокальных объектов, мозгового штурма, синектики, которые в рамках ТРИЗ являются приемами. Хорошо подготавливают обучающихся к использованию ТРИЗ игровые методы и в частности, игра «Да - Нет». Приемы ТРИЗ: дробление-объединение; ускорение-замедление; уменьшение-увеличение; универсализация-специализация; динамизация-статичность; ввода- вывода; вынесения-привнесения и др. ТРИЗ - технология в процессе обучения позволяет формировать умения, развивающие творческие возможности ученика: · устанавливать причинно-следственные связи и отношения; · обнаруживать скрытые противоречия; · выстраивать гипотезы и аргументировать, доказывать; · прогнозировать результаты и последствия; · умения оперативно использовать знания на уровне синтезирования и интегрирования; · делать умозаключения и выводы; · уметь представлять идеальную систему с идеальным результатом; · развивать творческое воображение; · развивать способности находить оригинальные идеи; · гибкость ума: · дивергентность мышления. Внешними признаками перечисленных выше характеристик деятельности учащегося в условиях ТРИЗ-технологии могутслужить: - количество ответов и их четкость; - разнообразие ответов; - необычность и оригинальность ответов; - степень детализации ответа; - уровень абстрактности в ответах; - эмоциональная выразительность ответа; - артикулятивность, движения, сопровождающие ответ; - внутренняя и внешняя визуализация объектов; - юмор, сопоставление двух и более несовместимых элементов; - богатство воображения, его разнообразие, жизненность и интенсивность; - цветовое воображение и эмпатия; - фантазия, волшебство, сказочность, фантастика; - способность трансформировать из фигурального в вербальное; - способность трансформировать из вербального в символическое; - наличие комбинаций и создание коррегентного ответа; - расширение и выход за рамки ожидаемого результат (из идей П.Торренса, 1987). 5 правил педагога, который поощряет творческое мышление обучающихся: 1. внимательное отношение к необычным вопросам; 2. уважительное отношение к необычным идеям; 3. уметь показать учащимся ценность их идей; 4. стимулировать самостоятельность в обучении; 5. найти время для занятий свободным творчеством.
|