Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика определения уровня обученности.
Обученность - это уровень и степень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Раскроем более подробно содержание уровней усвоения: 1. Первый уровень - различение. Характеризует низшую ступень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями - в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ. 2. Второй уровень - запоминание. Учащийся может пересказать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии. 3. Третий уровень - понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установлении сходства и различия, сопоставления с имеющимися знаниями. 4.Четвертый уровень – применение с использованием простейших умений и навыков. Характеризуется тем, что умения проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведенные до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие необходимых элементарных умений и навыков - показатель довольно высокой степени обученности. 5. Пятый уровень – перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения новых задач. Обладающие высокой степенью обученности умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности. Ученик дает ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему проблемных ситуаций. Главным средством определения обученности учащегося являются тесты, составленные по уровням сложности учебного материала на основе соблюдения необходимых правил к их разработке. Ход исследования и правила: I.Тест состоит из 5 видов вопросов: · 1 - на воспроизведение («дай определение», «назови правило», «опиши...»); · 2 - на понимание (тина «докажи», «почему», «сравни»); · 3 - задание по принципу «сделай по образцу»; · 4 - задание но принципу «выполни в новой ситуации»; · 5 - задание повышенного уровня сложности (для его выполнения необходимо знание, понимание и свободное владение изучаемым материалом). II. Количество вопросов в каждом виде должно быть одинаковым. III. Время теста не ограничено. IV. Существует два варианта выполнения теста: А) испытуемый должен последовательно работать над заданиями с №1 по №4, пятое задание является необязательным, Б) испытуемый работает только над пятым заданием. V. Тест готовится для каждого уровня в отдельности. Ключ к определению уровня обученности: Если работа велась по варианту А: если выполнены все задания, можно говорить о пятом, очень высоком уровне обученности школьника. Если справился с тремя заданиями - четвертый уровень обученности. Если выполнены два - третий уровень, одно - второй уровень обученности. Если ученик с тестом не справился, то при личной беседе возможно диагностирование первого уровня обученности. Если работа велась по варианту Б: при выполнении испытуемым пятого задания можно говорить о пятом уровне обученности, но если задание не выполнено, то тест считается не пройденным и учащийся должен выполнить его по варианту А. В качестве примера приведем тест для определения уровня обученности по теме «Разноуровневое обучение». 1.Что такое разноуровневое обучение? Дайте определение. 2.Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного подхода к учащимся? 3.Разработайте тест для определения уровня обученности конкретно для Вашего предмета по любой выбранной Вами теме. 4.Составьте развернутый план Вашего выступления на педагогическом совете по теме «Разноуровневое обучение». 5.Какие элементы разноуровневого обучения можно внести в классно-урочную систему для повышения ее эффективности?
|