![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия на переломе и эпоха «Великих реформ» (ХIХ в.).Стр 1 из 3Следующая ⇒
К началу 19 в. игравшая значительную роль в европейской политике Россия по своему социально-экономическому и политическому устройству значительно отличалась от ведущих государств Запада (Великобритании, Франции и т.д.) Политической системой в стране был абсолютизм, нашедший свое воплощение в самодержавной монархии. Во главе властной вертикали стоял император с не ограниченными полномочиями, опиравшийся на господствующее сословие - дворянство. В Российской империи к началу 19 в. феодально-крепостническая модель социально-экономического уклада достигла своего апогея. Основная масса населения страны состояла из бесправных крепостных крестьян, беззащитных от помещичьего произвола. Сохранявшееся крепостное право сильно замедляло темпы экономического развития. Наиболее развитой сферой экономики оставалось сельское хозяйство. Темпы промышленного и технологического развития не дотягивали до показателей развитых мировых держав. Территория России по-прежнему не была освоенной в достаточной мере в силу гигантских площадей и бедности коммуникаций. Поэтому уже в начале 19 в. многим государственным и общественным деятелям было ясно, что дальнейший прогресс будет во многом зависеть от способности российского правительства осуществить необходимые преобразования в социальной, экономической и политической сферах. Целью этих преобразований должно было стать:
1. ускорение темпов роста экономики посредством ликвидации феодально-крепостнических пережитков и создания условий для «промышленного переворота» 2. формирование новой политической модели посредством ограничения самодержавия в пользу нарождавшегося нового сословия - буржуазии.
Все вышеперечисленное должно было позволить России сохранить свое место в ряду великих держав 19 века.
Первые робкие попытки реформирования системы были предприняты еще в первой половине 19 века императорами Александром 1 (1801 - 1825 гг.) и Николаем 1 (1825 - 1855 гг.) Главная цель их внутренней политики в первой половине XIX в. — сохранить существовавшую систему, усовершенствовав ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики консерватизм сочетался с либерализмом. В период правления Александра и Николая центральное место в политике правительства занимали следующие проблемы: — административная — совершенствование государственного управления; — социальная — уменьшение остроты крестьянского вопроса; — культурно-идеологическая — улучшение системы образования, сохранение в обществе приверженности самодержавию и недопущение в Россию революционных идей.
Сразу же, придя к власти в результате убийства заговорщиками в марте 1801 г. собственного отца непопулярного императора Павла 1, Александр 1 приступил к осуществлению административной реформы. В ходе административной реформы 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Реформа привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором и усилению централизации. Сначала было учреждено первых 8 министерств. Позже, в 1810—1811 гг. количество министерств увеличилось, а функции еще более разграничивались. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов учредили Комитет министров. В 1802 г. реформировали Сенат. Он стал высшим административным судебным и контролирующим органом, получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов и участвовать в обсуждении новых. Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета, член Комиссии составления законов, товарищ министра юстиции М. М. Сперанский. По поручению Александра он создал проект реформы — «Введение к уложению государственных законов». В нем намечался созыв выборной Государственной думы и введение выборных судебных инстанций. Одновременно М. М. Сперанский считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами. Однако на практике единственным результатом реализации планов Сперанского стало учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Государственный совет: - выполнял совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных; - распределял финансовые средства между министерствами и - рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. С этими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.
Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.
Следующим, после Александра императором, при котором потребность в решительных преобразованиях только актуализировалась, был его родной брат Николай 1. Поэтому Николай не мог не видеть углубляющегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западноевропейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян и подъем общественно-политического движения. Вместе с тем, новый император создавал систему государственного управления, все нити которой были сосредоточены в его руках. Для разработки новых законов создавали секретные комитеты, подчинявшиеся лично царю. Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств была частично подменена Собственной Его Императорского Величества канцелярией с отделениями, ведавшими политическими и благотворительными делами. Особу роль играло III отделение канцелярии и приданный ему в 1827 г. корпус жандармов специальные воинские части, выполнявшие полицейские функции.
|