Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И мы тоже должны измениться
Когда дело касается описания нашей ситуации, мы прибегаем к обычному доводу — мол, времена изменились. Да, произошли большие изменения в структуре нашего общества, но ни одно изменение не является таким глубоким, как переход от исполнения раз и навсегда установленной для каждого человека роли к разумным дружеским взаимоотношениям. Течения, возникшие в обществе в конце 1950-х годов, привели нас в совершенно новый мир человеческих взаимоотношений. Мы все дружно решили, что жизнь человека в прошлом была слишком уж ограничена. Там были четко определены роли мужа и жены и недвусмысленно указано место ребенка (его должны видеть, но не слышать). Все отношения в семье основывались на этих давным-давно распределенных ролях. И пока каждый выполнял предписанные ему обязанности, все было хорошо. Тем не менее в комфортности и защищенности этих ролей мы чувствовали какое-то упущение, особенно в отношении тех, кого низвели до роли подчиненных. И лишенная власти группа людей (женщины, цветные, инвалиды, дети) восстала против этого. Расширилось наше самосознание, мы стали смело претендовать на нечто большее. Мы захотели равноправных отношений, возможности быть компаньонами; захотели близости, основанной на равенстве, а не на иерархии, предписывающей разграничение по ролям, — сильные против слабых. Однако, как ни грустно, у нас не было навыков создания здоровых взаимоотношений или компетенции относительно социальных структур, чтобы заставить эти новые формы отношений правильно работать. Число разводов стремительно увеличивалось. Бизнес учредил смещение должностных лиц и поиски наемных служащих, которые брали бы на себя больше инициативы и обладали необходимыми навыками общения с людьми. Дети стали упрямыми и требовательными, и родители терялись в догадках, как реагировать на это. Мы вступили в совершенно новый мир. И, продолжая поиски осмысленных отношений друг с другом, мы должны также освоить навыки взаимодействия, что поспособствует развитию чувства взаимоуважения. Мы должны изучить новые методы, соответствующие новому времени. Цель книги «Любить легко, а попробуй воспитай!» состоит в том, чтобы помочь родителям построить отношения на основе взаимного уважения как друг с другом, так и с детьми. Все родители демонстрируют или создают модель того или иного образа поведения и систему ценностей. Все это автоматически формируется в процессе их ежедневного взаимодействия с окружающими. И пока мы не начнем сознательно относиться к этим образцам взаимодействия, мы не сможем направить в нужное русло этические нормы следующего поколения. Большинство из нас формируют модель уважительного отношения, когда мы спокойны и жизнь идет так, как нам хочется. Однако что происходит с нашими ценностями, когда мы подвержены стрессам? Как мы себя ведем, когда ошибаемся в своих расчетах, когда наши дети забывают о запретах, когда наш супруг опять не смог остановиться у продуктового магазина, или когда наша свекровь зудит и зудит о том, что мы неправильно воспитываем детей? Что происходит с нами в такие моменты? Книга «Любить легко, а попробуй воспитай!» касается всех нас. Нам легко любить детей, когда они делают то, о чем мы их просили, и именно тогда, когда мы их об этом просили. Легко любить супруга (супругу) или партнера, когда у нас полное согласие по вопросу воспитания детей. Легко любить себя, когда сбываются наши ожидания. Ну а эта книга как раз о других моментах: когда жизнь идет не так, как мы планируем; когда другие поступают не так, как мы ожидаем; и когда наши собственные поступки не такие, как нам хотелось бы. Эта книга рассказывает об искусстве любить. В ее основе — предпосылка, что наше восприятие ситуация диктует действия, которые мы затем предпринимаем. Для того чтобы изменить поведение, мы должны сосредоточиться на наших восприятиях и поступках. Руководство об искусстве любить предлагает родителям семь сил для самоконтроля. Это эффективные навыки, которые дают нам возможность принимать активное участие в решении проблемы в моменты возникновения конфликтов — а не просто необдуманно реагировать на них, — позволяя вам сохранять самоконтроль и осуществлять надзор за детьми. Самоконтроль должен быть главным приоритетом всех родителей. В трудные моменты самоконтроль — это не притворство, этакое напускное, вымученное спокойствие; это способность всей душой потянуться к другому человеку, доброжелательно принять его трудности, дать ему почувствовать, что вы с ним заодно, разрешать конфликты конструктивными способами и получать удовольствие от ощущения близости с ним. Это способность принять конфликт как благоприятную возможность чему-то научиться, а не воспринимать его как разрыв отношений. Семь сил для самоконтроля — это образ мышления и восприятия. Если мы научимся нормально воспринимать трудные периоды жизни, мы станем достаточно самодисциплинированными, чтобы начать процесс обучения дисциплине других. Каждая из семи сил имеет девиз, который поможет вам вспомнить и использовать конкретную силу в момент конфликта.
Вот семь сил для самоконтроля: 1. Сила восприятия: никто не может заставить вас гневаться без вашего на то позволения. 2. Сила внимания: то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. 3. Сила доброй воли: единственный человек, которого вы можете заставитьизмениться - это вы сами. 4. Сила единства: сосредоточивайтесь на соединении, вместо того чтобы стараться отделиться. 5. Сила любви: старайтесь видеть друг в друге самое лучшее. 6. Сила принятия: этот момент таков, каков он есть. 7. Сила намерения: конфликт — это благоприятная возможность чему-то научить.
Из семи сил для самоконтроля вытекают семь основных дисциплинарных навыков. Они нужны вам, чтобы конструктивно реагировать на любую трудную ситуацию. Родители, черпающие мудрость из семи сил для самоконтроля и использующие семь основных дисциплинарных навыков, создают такой уклад жизни, в котором моделируется семь жизненных ценностей. Это происходит автоматически. Когда родители изменят свои позиции и поведение, тогда изменятся и дети. Каждый из семи основных дисциплинарных навыков также имеет девиз, который будет служить вам напоминанием о том, чего вы можете ожидать от использования определенного навыка. Ниже перечислены девизы и ценности, модели которых вы будете создавать и которым будете обучать своих детей:
1. Навык самообладания: живите соответственно тем ценностям, которые вы хотите привить своим детям. Это учит честности. 2. Навык одобрения: гордитесь своими детьми, тогда и они будут гордиться вами. Это учит взаимосвязи. 3. Навык утверждения: говорите «нет» так, чтобы вас услышали. Это учит уважению. 4. Навык делать выбор: развивайте чувство собственного достоинства и силу воли. Это учит обязательности. 5. Навык приписывания позитивного намерения: превращайте сопротивление в дружеское взаимодействие. Это учит сотрудничеству. 6. Навык сопереживания: старайтесь понять причину истерики. Это учит состраданию. 7. Навык последствий: учите детей анализировать ошибки. Это учит ответственности.
|