Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ваше взаимодействие с детьми в буквальном смысле слова формирует их мозг.
Вполне вероятно, что тактика, основанная на страхе, была заложена в вас как программа еще в детские годы. И пока вы не начнете осознавать, какие утонченные и изощренные формы может принимать страх, вы будете неосознанно учить своих детей чувствовать себя «недостаточно хорошими». Когда вы незаметно вселяете в них чувство бессилия, их отношения с вами и другими людьми неизбежно становятся беспрерывной борьбой противодействующих сил. Цель любви состоит в том, чтобы развить здоровые взаимоотношения, которые, естественно, ведут к дружескому взаимодействию. При таком отношении дети с большей вероятностью выберут путь к улучшению своего поведения и будут более восприимчивы к обучению социальным навыкам. Конфликт возникает, когда вы начинаете воспитывать детей, не установив дружеского взаимодействия. В этой книге я буду приводить множество примеров. Подбор слов в них сначала может показаться неуклюжим. Возможно, вы будете удивляться: «Почему она не использовала в этих примерах слова «пожалуйста», «благодарю вас» или другие общепринятые фразы?» Потом я отвечу на этот вопрос. А пока читайте с открытым разумом и открытым сердцем. Переход от страха к любви требует, чтобы мы изменили манеру разговора как между собой, так и в общении с детьми. Я предлагаю специфические языковые обороты, с которых вы могли бы начать. В конечном счете вы будете сами выбирать форму выражений. Прочтите следующие примеры и скажите, каким родителем вы предпочли бы быть. Ситуация. Два мальчика сидят во дворе и едят пиццу. Четырехлетний Картер пришел в гости к десятилетнему Джону. Картер обожает Джона. И вдруг он плюет на пиццу Джона. Джон вскакивает и бежит в дом, чтобы пожаловаться маме.
♦ Если родитель использует страх. Мама Джона выходит и строго говорит: «Картер, не смей плевать! Разве тебе понравилось бы, если бы Джон плюнул на твою пишу? Это отвратительно! Если ты не прекратишь, тебе придется сидеть и есть в одиночестве. Я знаю, вы хорошо ладите друг с другом. Так не заставляйте меня выходить к вам снова». Джон обижается: «Я ничего плохого ему не сделал». Он плюхается на свое место за столиком, где у них организован пикник, и бросает на Картера сердитый взгляд. Но как только мать Джона уходит в дом, Картер снова плюет в тарелку Джона. Тогда Джон сталкивает Картера со скамейки, и Картер поднимает крик. Появляется мама Джона и отсылает сына в его комнату, а Картера отправляет домой.
♦ Если родители используют любовь. После того как Джон говорит: «Мама, Картер плюет в мою тарелку с пиццей», мать отвечает: «Иди и твердо скажи Картеру, что тебе не нравится, когда он плюет в твою тарелку. Я пойду с тобой». Они выходят во двор, и Джон говорит Картеру: «Мне не нравится, когда ты плюешь на мою пиццу. Прекрати». Картер сидит и молчит. Тогда мама Джона говорит Картеру: «Ты, наверно, хочешь, чтобы Джон обратил на тебя внимание и поговорил с тобой, так ведь?» Картер смущенно улыбается и кивает в знак согласия. «Ты не знал, как это сделать, и поэтому плюнул в его тарелку?» «Да», — тихо отвечает мальчик. Мама Джона продолжает: «Ты не должен так поступать. Джону это не нравится. Понимаешь? А если ты хочешь, чтобы он обратил на тебя внимание, начни разговор первым. Вы оба любите грузовики. Спроси Джона о грузовике, который он видел вчера». И мальчики начинают обсуждать машины. Эти примеры показывают дисциплину, основанную на страхе, и дисциплину, основанную на любви. Родитель, который прибегает к запугиванию, безуспешно пытается доминировать над ситуацией и устранить конфликт. Родитель, отношения которого с ребенком построены на любви, обучает его новым навыкам, показывает, как разрешить конфликт мирным путем.
|