Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учите детей эффективным последствиям






 

Когда вы будете готовы перейти к последствиям, спросите себя: «На чем сосредоточено мое внимание?» Намерение зависит от направления внимания. Если вы сосредоточены на том, что вы хотели бы, чтобы чувствовал и о чем думал (или не чувствовал и не думал) ваш ре­бенок, то цель — контролировать его. А если вы хотите его чему-то научить, то должны сосредоточиться на том, что действительно произошло; на тех аспектах характера своего ребенка, которые вы хотите осветить; что вы хоти­те, чтобы он отразил и чему научился. Используя пример с велосипедом, давайте пройдем через процесс обучения.

Осознание своего намерения, когда вы раскрываете последствия, является ключом к их эффективности.

 

Что произошло? Джекоб оставил велосипед па про­езжей части дороги, и автомобиль смял его.

Какие аспекты характера своего ребенка вы хотите осветить? Подспудное сообщение могло быть та­ким: «Ты можешь справиться с этим и чему-то на­учиться. Ты можешь стать более сознательным и сделать лучший выбор».

Что вы хотите, чтобы он отражал? Чувство потери и желание быть более внимательным.

Чему вы хотите, чтобы он научился? Если ребенок не будет заботиться о своих вещах, которые достав­ляют ему удовольствие, то может остаться без них. Замена материальных вещей требует денег и при­ложения усилий.

Вот что вы могли бы сказать: «Джекоб, ты выгля­дишь расстроенным. Ты оставил велосипед на ули­це, и теперь он сломан. Какая ужасная потеря!»

 

Пусть ребенок сам распорядится старым велосипе­дом. Вы же могли бы только направить его действия: «В среду отвези свой велосипед в мастерскую, где рабо­чие соберут его и приведут в порядок*. А если бы ребенок попросил купить новый велосипед, вы могли бы отве­тить: «Ты оставил велосипед на улице. Если хочешь получить другой, ты должен заработать и скопить денег, что­бы купить новый». Если ребенок начнет ныть или устро­ит истерику, это хорошо (см. главу 8, где говорится о том, как помочь детям справиться с разочарованием). Устано­вите границу и придерживайтесь ее. Вы могли бы помочь ребенку с составлением плана относительно того, как за­работать денег. («Ты можешь начать зарабатывать, вы­полняя кое-какие работы по дому».)

Ребенок, потеря которого восполняется таким обра­зом, выучит следующие уроки: 1) мой выбор может при­нести отрицательные результаты; 2) это может вызвать у меня сильные эмоции, а они могут причинить боль; 3) болезненные эмоции не избавляют меня от ответ­ственности за мои действия; 4) существуют авторитеты, чтобы устанавливать границы и помогать мне успешно действовать в их пределах; 5) чтобы иметь вещи, которые я хочу, требуется энергия, усилия и забота о них; 6) что­бы получить то, что я хочу, мне, возможно, придется по­дождать; 7) когда я делаю ошибку, я могу исправить ее и решить проблему, которую сам создал.

Сравните приведенный выше пример со следующим. В тренажерном зале я подслушала, как одна женщина обсуждала с другой, почему она так поздно в это утро вы­шла на пробежку. Накануне вечером, около 8 часов, ее семилетний сынишка сообщил, что должен был постро­ить скворечник для школы, который нужно отдать на следующий день. Обычно он укладывается спать в 8: 30. Чтобы помочь сыну, мать предложила свои услуги, и вме­сте они провозились до 11 часов вечера. Женщина смея­лась, описывая перекосившиеся стены домика, но все равно она была рада, что работа сделана вовремя. Расска­зывая, как выручила своего сынишку, она пустилась в длительное разглагольствование о безответственности детей. Эта мать преподала своему ребенку много уроков: 1) люди выручат тебя, избавив от необходимости делать собственный выбор; 2) если ты позволяешь другим выручать тебя, то будешь с большей легкостью отступать, чем если бы не позволял; 3) старшие существуют для того, чтобы подгонять под тебя правила; и тогда ты наверняка добьешься успеха; 4) без помощи других ты потерпишь неудачу; 5) делать что-то самостоятельно не так уж хоро­шо; 6) ожидай, пока не наступит крайний срок; 7) ты не можешь потерпеть неудачу, потому что другие всегда подставят тебе спину.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал