Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учитесь на своих ошибках
Вы действительно приняли концепцию, что ошибки — это благоприятные возможности для обучения? Вспомните последнюю ошибку, которую вы, по вашему мнению, совершили. Возможно, она была совсем незначительной, но вам она представлялась огромной. Как вы справились с ней? Вы говорили себе: «Я совершил(ла) ошибку. Чему она может научить меня? Как мне стать лучше?» Или ваш разум вертелся вокруг вашей никчемности: «Как я могла это сделать? Я просто чудовище. Это моя вина». А может, у вас были мысли о несоответствии других людей: «Ему следовало бы рассказать мне. Как-никак мы друзья. Я бы никогда ни с кем так не поступила». И наоборот, когда вы чувствуете, что сделали что-то правильно, вы смотрите на себя как на человека стоящего и достойного любви? Как, по-вашему, мы учимся этим внутренним диалогам, в которых бичуем себя, — бьем себя по голове за свои ошибки или мудро поднимаемся над собой и смотрим на промахи как на достижения? Вероятно, вы думаете, что такое поведение заложено в человеке природой, но это не так. Это заученная модель поведения. Мы приобрели систему ценностей, в которой приняли установки чувствовать себя хорошо, если считаем себя правыми, и плохо, если считаем себя неправыми. Руководствуясь этой системой, мы регулярно вступаем в борьбу сил («кто кого») в отчаянных попытках отстоять свою правоту, потому что мы всегда хотим быть правыми. Быть неправыми слишком болезненное чувство. Вот вам ментальный образец: когда вы ублажаете других, это вызывает у вас приятное чувство, что вы хорошие, а когда вы огорчаете кого-то, вы чувствуете себя плохими. Эту систему мы передаем и своим детям. Это заложено в человеке природой — чувствовать себя плохо, когда делаешь ошибки, и хорошо, когда чего-то достигаешь. Мы заучиваем эту умственную установку.
Вознаграждения и наказания, с помощью которых большинство взрослых обманывают своих детей, в сущности, мешают им учиться на собственных ошибках. Родители должны помочь детям вести себя подобно ученым, изучающим собственное поведение. Достиг ли ребенок желаемого результата? Если нет, то какие еще стратегии он мог бы применить в следующий раз в подобной ситуации? Дети могут научиться исследовать свое поведение и производить изменения до тех пор, пока не будут достигнуты их истинные цели. Дети начинают осознавать свои действия, а затем и нести за них ответственность. С этим осознанием они чувствуют себя сильными, повышается их эмоциональный уровень, и они извлекают уроки из своих ошибок. Наказания; и вознаграждения основаны на суждении, а последствия — на отражении.
|