Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитесь на своих ошибках






 

Вы действительно приняли концепцию, что ошиб­ки — это благоприятные возможности для обучения? Вспомните последнюю ошибку, которую вы, по вашему мнению, совершили. Возможно, она была совсем незна­чительной, но вам она представлялась огромной. Как вы справились с ней? Вы говорили себе: «Я совершил(ла) ошибку. Чему она может научить меня? Как мне стать лучше?» Или ваш разум вертелся вокруг вашей никчем­ности: «Как я могла это сделать? Я просто чудовище. Это моя вина». А может, у вас были мысли о несоответствии других людей: «Ему следовало бы рассказать мне. Как-никак мы друзья. Я бы никогда ни с кем так не посту­пила».

И наоборот, когда вы чувствуете, что сделали что-то правильно, вы смотрите на себя как на человека стоя­щего и достойного любви? Как, по-вашему, мы учимся этим внутренним диалогам, в которых бичуем себя, — бьем себя по голове за свои ошибки или мудро поднима­емся над собой и смотрим на промахи как на достиже­ния? Вероятно, вы думаете, что такое поведение заложе­но в человеке природой, но это не так. Это заученная мо­дель поведения. Мы приобрели систему ценностей, в которой приняли установки чувствовать себя хорошо, если считаем себя правыми, и плохо, если считаем себя неправыми. Руководствуясь этой системой, мы регуляр­но вступаем в борьбу сил («кто кого») в отчаянных по­пытках отстоять свою правоту, потому что мы всегда хо­тим быть правыми. Быть неправыми слишком бо­лезненное чувство. Вот вам ментальный образец: когда вы ублажаете других, это вызывает у вас приятное чув­ство, что вы хорошие, а когда вы огорчаете кого-то, вы чувствуете себя плохими. Эту систему мы передаем и сво­им детям.

Это заложено в человеке природой — чувствовать себя плохо, когда делаешь ошибки, и хорошо, когда че­го-то достигаешь. Мы заучиваем эту умственную уста­новку.

 

Вознаграждения и наказания, с помощью которых большинство взрослых обманывают своих детей, в сущ­ности, мешают им учиться на собственных ошибках. Ро­дители должны помочь детям вести себя подобно уче­ным, изучающим собственное поведение. Достиг ли ребе­нок желаемого результата? Если нет, то какие еще стратегии он мог бы применить в следующий раз в по­добной ситуации? Дети могут научиться исследовать свое поведение и производить изменения до тех пор, пока не будут достигнуты их истинные цели. Дети начинают осо­знавать свои действия, а затем и нести за них ответствен­ность. С этим осознанием они чувствуют себя сильными, повышается их эмоциональный уровень, и они извлека­ют уроки из своих ошибок. Наказания; и вознаграждения основаны на суждении, а последствия — на отражении.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал