Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И анализ причин аварийных случаев на море.
В круглых скобках показан номер темы курсовой работы (25 – Управление Б\М на отраслевом уровне) Ежегодно в мировом морском флоте терпят аварию свыше 8000 судов вместимостью более 500 р.т. Из них гибнет более 200. Непосредственной опасности подвергается примерно 6000 человек, из которых 2000 погибает. В потерях доминируют суда возрастом более 17 лет. От погодных условий потери составляют - 10%. Около 15% аварий происходят по причине конструктивных недостатков судов или внезапных отказов судового оборудования. В остальных 75% аварий причиной были субъективные факторы (человеческий фактор).На Азово - Черноморском бассейне ВРПО " Югрыба" в 1991 году было 17 аварийных морских происшествий. Одно из них кораблекрушение - гибель РТМ " Картли" по погодным условиям. Навигационных АМП было 9: посадка на грунт - 1 столкновение - 1, навалы - 4, удар о притопленный предмет - 1, касание навигационного буя - 1, погодные условия - 1. Технического характера АМП было 8: повреждение ГЛ - 1, повреждение ВВК - 1, повреждение судовых устройств - 4, повреждение всп. котла - 1, пожары - 1. Преобладающими АМП являются намотки на винт тросов и орудий лова. Это характерно для рыболовных судов, выполняющих швартовые и грузовые операции в море и ведущих лов рыбы сетями. В настоящее время орудия лова изготавливаются из легких, способных плавать у поверхности воды, синтетических материалов. Наматываются на винт, как свои орудия лова, так и потерянные другими промысловыми судами. Намотки на винт швартовных тросов характерны при расхождении судов по окончании грузовых операций. В это время суда, чтобы сохранить управляемость имеют ход при работающем винте, отданные с кнехтов другого судна швартовы падают в воду и тонут, находясь в непосредственной близости от вращающегося винта. На выборку швартовного троса требуется некоторое время и риск намотки в это время максимальный, особенно при плохой погоде и нерасторопности экипажа. В мировом морском флоте (учитывались АМП с судами регистровым тоннажем более 100 р.т.) Относительные потери за 1960 - 1979 годы будут выглядеть таким образом:
В мировом флоте тенденция относительных потерь удерживаются на среднем уровне порядка 6 аварийных случаев на 100 судов. В соответствии с установившейся практикой аварии морских судов подразделяются на следующие категории: столкновения, посадки на грунт, пожары и взрывы, потеря остойчивости, технические поломки, пропали без вести. Из перечисленных категорий аварий наибольшими человеческими жертвами сопровождались аварии от потери остойчивости. Из потерь судов и людей ФРГ за 20 летний период (1960-1980 г.г.) 73% всех человеческих жертв в море происходят по причине потери остойчивости судами. Опрокидывание судна, как результат потери остойчивости, - это скоротечный процесс, сопровождающийся иногда несколькими десятками секунд, при котором экипаж не успевает воспользоваться спасательными средствами, и даже покинуть судно. Количество аварий изменяется в зависимости от погодных условий плавания. Наибольшее их количество приходится на осенние (октябрь), зимние и весенние(март) сезоны. На летний период падает наименьшее количество аварий. Существует и закономерность распределения аварий в течение суток. наибольшее число аварий приходится на утренние (4 - 8 часов) и вечерние (16 - 20 часов). Если на утренние часы увеличение аварий можно объяснить сном на вахте, то на вечерние часы привести аргументы трудно, возможно в вечернее время (16-20) вахту несет, находясь на мостике один, малоопытный 4 помощник капитана. Посадка на мель занимает первое место среди видов морских происшествий. На втором месте пожары, причем от пожаров больше всего пострадали суда Греции и Испании. Кроме причин человеческого характера, влияющих на частоту аварийных случаев, статистический анализ аварийных случаев показывает зависимость их от места Мирового океана, где они произошли. Число аварийных случаев увеличивается в районах с интенсивным судоходством и сложными условиями плавания. Привести анализ аварийности в мире, в отрасли по любым источникам и не зависимо от времени. Дать характерные примеры аварийных случаев. Классифицировать в развернутом виде причины аварий, исследуя обстоятельства, предшествующие аварийному случаю. Охарактеризовать аварийные случаи по видам (навигационные, технические, пожары, взрывы). Литература: [8], [9], [11], [24]. Вопросы для самопроверки: 1.Как классифицируются аварии по видам? 2.Распределение АМП по времени суток. 3. Распределение АМП по сезонам года 4.Приведите АМП с наибольшей гибелью людей 5.Характерные АМП на рыболовных судах 2. (2)Расследование аварий по международным документам и их классификация Приступая к изучению этого вопроса, нужно обратиться ко многим международным, национальным и отраслевым документам. В настоящее время при расследовании аварийных случаев руководствуются двумя документами. Международный кодекс расследования аварий и инцидентов на море. Национальный - ПРАМП-2006. В кодексе по расследованию нашла отражение форма анкеты, в которой делается попытка установить влияние человеческого фактора на аварийный случай как предпосылки, поэтому в нем много внимания уделено состоянию человека перед аварией, его опыту работы и квалификации. Все документы по расследованию аварии требуют подготовки определенных материалов как вещественных, так и письменных. Расследование аварии по кодексу поручается инспектору с подключением заинтересованных сторон (государств, судовладельцев). В кодексе приводится следующая классификация аварий и происшествий: Очень тяжелая авария (Very serious casualty) Тяжелая авария (Serious casualty) Инцидент на море (Marine incident)
|