![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Августа 1986 года
Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», построенный в 1925 году в Германии, имел документы на класс Регистра СССР до 30 ноября 1986 года. В дальнейшем, в связи с его моральным и по возрасту износом, планировалось списание на слом. Балкер «Петр Васев» построен в 1981 году в Японии. Следовал из Канады с грузом ячменя 28638 тонн и по графику прибывал в порт Новороссийск 1 сентября. Экспертная комиссия, назначенная правительством СССР, по расследованию причин и обстоятельств столкновения судов пришла к выводу, что техническое состояние и мореходные качества судов, оснащение их средствами судовождения, укомплектованность экипажей и квалификация командного состава позволяли осуществлять безаварийное плавание в любых навигационных условиях. В 22-00 31 августа 1986 года п\х «Адмирал Нахимов» отошел от причала порта Новороссийск для следования в порт Сочи. На борту находилось 913 пассажиров и 346 членов экипажа, всего 1259 человек. В 22-20 п\х «Адмирал Нахимов» прошел ворота порта и лег на выходные створы из порта Новороссийск. На мостике находились капитан, вахтенный помощник капитана, матрос - рулевой и матрос - впередсмотрящий. Проводку судна осуществлял пост регулирования движения судов (ПРДС). ПРДС передал капитану судна, что есть договоренность с т\х «Петр Васев» пропустить и не мешать движению пассажирского судна. В 22-47 «Адмирал Нахимов» вышел из порта и лег на курс 160º. Капитан покинул мостик, а вахтенный помощник капитана связался по УКВ с т\х «Петр Васев» проинформировал его о своем курсе 160º и запросил подтверждение, что ему уступят дорогу. До столкновения судов оставалось 25 минут. В 23-05 вахтенный помощник капитана п\х «Адмирал Нахимов» по запросу еще раз получил подтверждение, что ему дорогу уступят. В 23-06, 23-07, 23-09 вахтенный помощник капитана п\х «Адмирал Нахимов», видя опасное сближение судов, трижды отворачивал на 155, 150, 140 градусов соответственно. В 23-11 вахтенный помощник капитана п\х «Адмирал Нахимов» дал команду «лево на борт» т\х «Петр Васев» в 22-20 следовал курсом 58 и имел скорость 11, 5 узла. На мостике находились вахтенный помощник капитана и матрос – рулевой». ГД в 21-45 был переведен в маневренный режим. В 22-47 т\х «Петр Васев» лег на курс 36, От ПРДС получил просьбу уступить дорогу п\х «Адмирал Нахимов». На мостик поднялся капитан судна. Через вахтенного помощника капитан подтвердил согласие уступить дорогу пассажирскому судну. В 23-05 и 23-07 на т\х «Петр Васев» работа главного двигателя была переведена на малый ход вперед, а затем на стоп и средний ход назад. В 23-10 на т\х «Петр Васев» дали полный ход назад и через минуту переложили руль право на борт. К этому времени судно имело скорость поступательного движения вперед около 5 узлов. В 23-12 т\х «Петр Васев» почти под прямым углом врезался в правый борт п\х «Адмирал Нахимов», повредив своим бульбом в подводной части корпуса два отсека – машинное отделение и помещение дизель - генераторов. Размер подводной пробоины составил порядка 80 – 90 квадратных метров. Из – за значительной пробоины на п\х «Адмирал Нахимов» оба отсека были затоплены в течении нескольких секунд и судно обесточилось, АДГ, включившись, проработал недолго и остановился. После расцепления судов п\х «Адмирал Нахимов» начал резко крениться на правый борт и погружаться в воду. Через 7 – 8 минут после столкновения (в 23-20), имея крен на правый борт 60 и дифферент на корму, п\х «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 метров, унеся с собой 423 человеческой жизни.
23-07
(23-12)
23-07
т\х «Петр Васев»
Приблизительная схема положения судов за 5 минут до столкновения (в скобках показано место и время на случай сохранения курса пассажирским судном).
(17) Гибель пассажирского лайнера «Михаил Лермонтов» Пассажирский теплоход «Михаил Лермонтов» был построен в ГДР на верфях Висмара в 1972 году и переоборудован в 1982 году. Главные размерения судна 1. Длина наибольшая, м 175, 8 2. Ширина наибольшая, м 23, 6 3. Высота борта, м 13, 5 4. Осадка средняя, м 8, 25 5. Водоизмещение, т 19517, 0 6. Дедвейт, т 4691, 0 7. Мощность ГД, кВт (л\с) 2Х7723 (2Х10500) 8. Пассажировместимость, человек 700 Теплоход находился в хорошем техническом состоянии и совершал круизный рейс в районе Новой Зеландии. На борту находилось 330 членов экипажа и 408 туристов. 16.02.86 года в 15.00 судно покинуло порт - Пиктон для продолжения круиза вдоль побережья Южного острова. Судно следовало под проводкой лоцмана. Лоцманские обязанности выполнял капитан порта порт - Пиктон, дополнительно исполняющий обязанности гида для пассажиров. На борту был также лоцман – стажер, который сошел с судна в 16.15. Судно следовало вдоль берега со скоростью 15 узлов, приближаясь к нему на расстоянии 2-3 кбт. Как выяснилось в последствии, лоцман имел ограниченную лицензию и продолжал управлять судном за пределами района, оговоренного в этом документе. Таких недостатков лоцмана капитан не знал, так как не были проверены документы лоцмана по приходу его на борт теплохода. В 17.00 капитан покинул мостик, дав соответствующие указания о частичном изменении маршрута по просьбе лоцмана-гида.
17.10
Маневрирование т\х «Михаил Лермонтов» перед и после касания грунта Х Место касания грунта - В 17.21 по просьбе лоцмана легли на КК=30, 0. Ни старший помощник капитана, ни вахтенные помощники не среагировали на изменение курса и отклонение от рекомендованного, продолжая исполнять указания лоцмана. В 17.30, в расстоянии от берега 5 кбт лоцман подал команду руль лево 10. Вахта продублировала и выполнила команду. Второй помощник, ведущий прокладку, доложил, что судно идет на скалы Волкер Рок и слева по курсу буруны. Судно продолжало катится влево до курса 350, 0. На вопрос старпома лоцман ответил, что намерен пройти ближе к мысу Джексон Хед. В 17.34 от лоцмана снова последовала команда руль лево 10. Вахта продублировала команду и выполнила. На курсе 325, 0 судно было одержано. Старпом обратился к лоцману за разъяснениями. Лоцман успокоил его, сказав, что глубины в проходе достаточны. До входа оставалось 2-3 кбт. «Вижу буруны в проливе», успел доложить рулевой. В 17.38 судно с полного хода врезалось в подводные камни. Машины были остановлены, но судно, имея большую инерцию вперед, прошло пролив и вышло на глубокую воду. В 17.47 крен на правый борт достиг 5, и отливные средства не справлялись с откачкой воды, крен продолжал медленно увеличиваться, вода поступала в 4 смежных отсека. В 17.54 задраены клинкетные двери, и капитан принимает решение следовать в бухту ближе к берегу, имея ход не более 4 узлов. К 18.35 крен достиг 10 на правый борт, остались сухими только МО, носовой трюм, малярная и фонарная. Капитан оценил состояние судна как угрожающее и решает затопить судно на отмели, до которой оставалось 5 миль. Увеличили скорость судна до 7 узлов. В 19.18, не дойдя до намеченного места, судно обесточилось и остановилось. Приступили к спуску спасательных средств. В 21.28 все пассажиры пересажены на подошедшие суда. В 21.30 крен достиг 25. и экипаж стал покидать судно. В 22.10 был снят последний член экипажа. В 22.40, имея крен 85, судно затонуло. В результате водолазного осмотра выяснили, что судно лежит на правом борту, уходя в ил на 2 метра. Форштевень судна смят, и листы обшивки развернуты вправо. Левый борт имеет вмятины с разрывами обшивки, руль и винт повреждений не имеют.
|