Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональная зрелость личности ребенка






На занятиях в психолого-педагогическом университете для родителей психологу был задан вопрос: «Какие качества развития ребенка необходимы ему, чтобы успешно учиться в школе?»

Это понятие означает нормальное психическое здоровье и одновременно признаки взрослости. Зрелый человек принимает на себя ответственность за свои решения, действия и их последствия. Он сначала думает, а потом действует. Он не стремится манипулировать другими людьми, чтобы заставить их удовлетворить его нужды. Более правильно искать в себе самом средства для решения возникших проблем.

Ф, Перлз определяет зрелость как доверие к собственному мнению и интуиции, саморегуляцию и самоконтроль, опору на собственные возможности и ресурсы.

О качествах совершенного человека можно судить по произведениям народного творчества, в описаниях героев сказок, былин и песен. Сказочный добрый молодец и храбр, и честен, и умен, и находчив. Может справиться с любым трудным делом. Всегда готов выручить из беды человека, защитить Родину, своих близких. Героиня, «красная девица, тоже добра, отзывчива, трудолюбива, мастерица-искусница, почтительная дочь и скромная невеста».

В этих и подобных образах рисовались идеальные представления о богатстве человеческой натуры, ее совершенстве и включали в себя ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные качества, физическую силу, выносливость, борьбу за справедливость

По данным медицинских исследований, ребенок в начальной школе должен быть:

• усидчив, старателен, собран;

• на занятиях мало отвлекаться, выполнять все требования учителя;

• уметь слушать задания учителя и выполнять действия по образцу и самостоятельно;

• принимать участие в играх во время перемен, быть в меру подвижным, при необходимости вовремя остановиться;

• общее самочувствие после занятий, как правило, долж быть бодрое, без жалоб на усталость.

Данные качества отвечают функциональной зрелости и способствуют успешному развитию ребенка в учебном процессе.

На вопрос «Какие качества должна воспитывать современная школа у молодежи?» психолог привел статью Н.И. Пирогова, в которой он высказал самую простую мысль о том, что школа должна растить не чиновника. Не единицу для замещения некой должности в государственном аппарате, не юриста, негоцианта, солдата или моряка, а человека.

Человеческие качества, прежде всего высокую нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства – вот что должна воспитывать школа. «Врачу очень много надо учиться. Но можно дать специальные знания и вместе с тем заглушить все «притязания на ум и чувства». Сам человек, а не будущая его польза государству — вот что должно быть целью школы; воспитанный таким образом ученик и будет самым полезным членом общества».

«Вникайте и рассудите, отцы и воспитатели!» — взывал Н. И. Пирогов.

«Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми!» (Пирогов Я. Я. Ст. «Вопросы жизни» // Морской вестник. 1850.)

 

Подрастая, ребенок неосознанно пытается повторить поведение собственных родителей. Подражая родителям, он учится адаптироваться к среде обитания. Воспитание собственным примером особенно ценно, поскольку ребенок сам учится видеть, чувствовать и воспринимать внешние проявления, пока не осознавая их ценности.

Если в школе ему приходится вести себя иначе, то действие вызывает негативное отношение. Он предпочитает чувствовать себя в соответствии со сложившимися стереотипами, независимо от отношения к действительности, вне ситуации выбора. Если же приходится изменять сложившиеся отношения, ребенок становится раздражительным и агрессивным, т. к. изменять первоначально сложившиеся на бессознательном уровне образы поведения ребенку очень трудно. Поэтому некоторым родителям, чтобы помочь ребенку, требуется определенное время для осознанного изменения условий жизнедеятельности и собственного развития.

Моральная ответственность учителя и родителей перед обществом очень высока. Еще древний философ Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, то государство от этого не очень пострадает — граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

 

Индивидуальные различия школьников в учебной деятельности (по Г. Клаусу)

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Легко, без труда   Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучивается Характеризуется регидностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добросовестно По собственному побуждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением   Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с пониманием   Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал