![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональная зрелость личности ребенкаСтр 1 из 8Следующая ⇒
На занятиях в психолого-педагогическом университете для родителей психологу был задан вопрос: «Какие качества развития ребенка необходимы ему, чтобы успешно учиться в школе?» Это понятие означает нормальное психическое здоровье и одновременно признаки взрослости. Зрелый человек принимает на себя ответственность за свои решения, действия и их последствия. Он сначала думает, а потом действует. Он не стремится манипулировать другими людьми, чтобы заставить их удовлетворить его нужды. Более правильно искать в себе самом средства для решения возникших проблем. Ф, Перлз определяет зрелость как доверие к собственному мнению и интуиции, саморегуляцию и самоконтроль, опору на собственные возможности и ресурсы. О качествах совершенного человека можно судить по произведениям народного творчества, в описаниях героев сказок, былин и песен. Сказочный добрый молодец и храбр, и честен, и умен, и находчив. Может справиться с любым трудным делом. Всегда готов выручить из беды человека, защитить Родину, своих близких. Героиня, «красная девица, тоже добра, отзывчива, трудолюбива, мастерица-искусница, почтительная дочь и скромная невеста». В этих и подобных образах рисовались идеальные представления о богатстве человеческой натуры, ее совершенстве и включали в себя ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные качества, физическую силу, выносливость, борьбу за справедливость По данным медицинских исследований, ребенок в начальной школе должен быть: • усидчив, старателен, собран; • на занятиях мало отвлекаться, выполнять все требования учителя; • уметь слушать задания учителя и выполнять действия по образцу и самостоятельно; • принимать участие в играх во время перемен, быть в меру подвижным, при необходимости вовремя остановиться; • общее самочувствие после занятий, как правило, долж быть бодрое, без жалоб на усталость. Данные качества отвечают функциональной зрелости и способствуют успешному развитию ребенка в учебном процессе. На вопрос «Какие качества должна воспитывать современная школа у молодежи?» психолог привел статью Н.И. Пирогова, в которой он высказал самую простую мысль о том, что школа должна растить не чиновника. Не единицу для замещения некой должности в государственном аппарате, не юриста, негоцианта, солдата или моряка, а человека. Человеческие качества, прежде всего высокую нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства – вот что должна воспитывать школа. «Врачу очень много надо учиться. Но можно дать специальные знания и вместе с тем заглушить все «притязания на ум и чувства». Сам человек, а не будущая его польза государству — вот что должно быть целью школы; воспитанный таким образом ученик и будет самым полезным членом общества». «Вникайте и рассудите, отцы и воспитатели!» — взывал Н. И. Пирогов. «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми!» (Пирогов Я. Я. Ст. «Вопросы жизни» // Морской вестник. 1850.)
Подрастая, ребенок неосознанно пытается повторить поведение собственных родителей. Подражая родителям, он учится адаптироваться к среде обитания. Воспитание собственным примером особенно ценно, поскольку ребенок сам учится видеть, чувствовать и воспринимать внешние проявления, пока не осознавая их ценности. Если в школе ему приходится вести себя иначе, то действие вызывает негативное отношение. Он предпочитает чувствовать себя в соответствии со сложившимися стереотипами, независимо от отношения к действительности, вне ситуации выбора. Если же приходится изменять сложившиеся отношения, ребенок становится раздражительным и агрессивным, т. к. изменять первоначально сложившиеся на бессознательном уровне образы поведения ребенку очень трудно. Поэтому некоторым родителям, чтобы помочь ребенку, требуется определенное время для осознанного изменения условий жизнедеятельности и собственного развития. Моральная ответственность учителя и родителей перед обществом очень высока. Еще древний философ Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, то государство от этого не очень пострадает — граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Индивидуальные различия школьников в учебной деятельности (по Г. Клаусу)
|