![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория обучаемости ребенка
Проблема развития познавательных процессов была разработана с задачами: • обеспечить каждому ребенку полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями; • разрешить противоречие в системе обучения (знания, уме ния, навыки (ЗУН), ориентированное на репродуктивно-воспроизводящую деятельность с развитием мыслительных процессов учащихся; • адаптировать диагностическую «Карту обучаемости ребенка» к обучению в общеобразовательной школе на основе визуализации, межполушарного взаимодействия и социальной зрелости ребенка; • создать условия для личностного развития ребенка черег систему дополнительного образования (студии, кружки, секции, команды, соревнования, конкурсы, выставки, конференции); • реализовать целостную систему выявления и поддержке одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению; • организовать взаимосвязь и взаимозависимость дополни-тельного образования и подготовку одаренных детей в целостнуюсистему общего образования. Для успешного решения обозначенного комплекса задач важное значение приобретает направленность психолога в под-готовке учителей в качестве «практического психолога» и просвещении родителей, а также в отборе учеников по уровню их развития и совместимости с учителем по модальностям восприятия. Психолог школы совместно с учителями организует занятия с учащимися, на которых отрабатываются диагностические и коррекционные методики. В последующем учителя получают тексты и бланки диагностического материала, при необходимости размножают их по количеству учащихся и в присутствии психолога проводят занятия с классом или индивидуально. Кроме того, учителя включают их в учебный процесс при изучении программного материала. Использование диагностических методик в учебном процессе позволяет учителю своевременно выявить затруднения и сложности учащихся в овладении учебным материалом и в целом обеспечить нормальный ход учебного процесса. В работе школьного психолога с учителями целесообразно обеспечить их диагностическими бланками, в которых содержится перечень утверждений, характеризующих различные стороны учебы и поведения учащихся: сложности обучения, трудности в освоении норм поведения, особенности социальных контактов, обстоятельств, отрицательно влияющих на процесс адаптации ребенка к школе. Учителя, используя диагностические бланки, отмечают трудности, которые испытывает ребенок в учебе и поведении, показывают положительные черты личности ребенка, на основе которых психолог школы проводит коррекционные занятия. Продуктивность работы психолога с педагогическим коллективом и родительской общественностью дает возможность своевременно и целенаправленно проводить психокоррекцию с учащимися и упреждать отрицательные явления в деятельности родителей и учителей. В ходе решения задач по активизации учебной деятельности возникает проблема большого объема и сложности домашних заданий. «Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия)-до 1 часа; во 2-м — до 1, 5 часа; в 3-м — до 2 часов» (Санитарные нормы для школ и ДОУ, М., 2002). По данным опроса детей и родителей, большинство учащихся на выполнение домашних заданий тратят от 3 до 4 часов, что ведет к истощению нервной системы, снижает самооценку и формирует негативное отношение к школе.
|