![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным деламСтр 1 из 10Следующая ⇒
ПРИКАЗ 08.01.2001 № 1 г. Минск
Об организации поддержания государственного обвинения в условиях состязательности, осуществления надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам Законом Республики Беларусь от 16 октября 2000 г. введен в действие с 01.01.2001 новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, которым регламентирован порядок уголовного судопроизводства, основанный на конституционных принципах состязательности, незыблемости прав и свобод граждан, уважения чести и достоинства личности, особой роли суда в их защите. Обязанность доказывания вины возлагается на представителя государственного обвинения, а всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела – на стороны. Поддержание государственного обвинения по делам публичного, частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, обязательно. Роль государственного обвинителя в судебном процессе кардинально изменена, требует значительной организационной и психологической перестройки. Объективность и профессионализм, умение и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств становятся решающими факторами в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. Вместе с тем недопустимо ослабление работы по проверке законности судебных определений, постановлений, приговоров по уголовным делам, рассмотренным как без участия, так и с участием прокурора, каждый незаконный приговор должен быть своевременно опротестован. Учитывая важность и особую значимость данного направления прокурорского надзора в деятельности по защите прав личности и интересов государства, укреплении законности, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отделу по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам Прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей и г. Минска, БВП и БТП, городским, межрайонным, районным, межгарнизонным военным и транспортным прокурорам организовать поддержание государственного обвинения в соответствии с требованиями нового Уголовно-процессуального кодекса. Считать это направление прокурорского надзора приоритетным. 2. Руководителям прокуратур и соответствующих структурных подразделений личным участием в поддержании государственного 3. Постоянно контролировать объем работы и поручать поддержание государственного обвинения с учетом нагрузки, квалификации и опыта прокурорского работника. Назначать государственных обвинителей заблаговременно с безусловным предоставлением времени для подготовки и изучения материалов уголовного дела, учитывая его объем и сложность. 4. Межгарнизонным военным и транспортным прокурорам, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях организовать поддержание государственного обвинения в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор. 5. При поддержании государственного обвинения использовать все предоставленные законом средства для устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства. Соблюдать принцип процессуальной самостоятельности государственного обвинителя, позиция которого должна быть обоснована и подтверждена результатами тщательного исследования материалов дела и доказательств в судебном заседании. 6. При определении позиции по вопросу назначения наказания обвиняемому руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного. Считать одним из важнейших направлений работы осуществление надзора за соблюдением судами требований закона о дифференцированном подходе к назначению наказания. Добиваться, чтобы к лицам, совершившим тяжкие преступления, руководителям и активным участникам организованных преступных групп и другим опасным преступникам применялись предусмотренные законом строгие меры наказания, не допуская чрезмерно суровых мер наказания в отношении лиц, не нуждающихся в изоляции от общества. Обратить особое внимание на применение предусмотренных законом дополнительных мер наказания. Усилить надзор за соответствием закону судебных решений по уголовным делам в части возмещения причиненного преступлением материального вреда, обращения в доход государства денег и ценностей, нажитых преступным путем. 7. При удовлетворении судом ходатайства государственного обвинителя об объявлении судом перерыва в соответствии со 8. Неукоснительно следовать требованиям закона об отказе от обвинения при отсутствии убедительных доказательств вины. Оправдание обвиняемого либо прекращение дела в отношении его в связи с отказом от обвинения могут служить основанием для привлечения к ответственности государственного обвинителя только в случае умышленного нарушения им закона, явной недобросовестности или недисциплинированности. 9. Взвешенно подходить к применению сокращенного порядка судебного следствия, предусмотренного ст. 326 УПК, не допускать упрощенства, а в случае сомнений в возможности правильного 10. Обеспечить исполнение требования об опротестовании каждого незаконного приговора в кассационном порядке. Причины и основания отмены или изменения такого решения кассационной инстанцией без протеста прокурора должны быть предметом рассмотрения на оперативных совещаниях при соответствующих прокурорах. 11. Организовать работу и учет рассмотренных дел, в т.ч. и без участия прокурора, таким образом, чтобы ни одно из них не осталось без проверки в кассационные сроки. 12. Повысить качество кассационных протестов, обратив особое внимание на соответствие их содержания требованиям ч. 1 13. Обеспечить участие в суде, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке, их своевременное и тщательное изучение с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах. Незаконные и необоснованные кассационные определения подлежат незамедлительному опротестованию в порядке надзора. 14. Прокурорский работник, участвующий в суде кассационной инстанции, не связан доводами протеста и высказывает свое мнение, руководствуясь требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на материалах дела. 15. В целях устранения судебных ошибок, а также приведения 16. Учитывая, что любое наказание достигает своей цели только при реальном его исполнении, организовать надлежащий надзор за своевременностью обращения приговоров к исполнению, особо акцентируя внимание на приговорах, по которым лица осуждены к лишению или ограничению свободы, аресту, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 17. Исключить случаи формального отношения прокуроров к участию в судебных заседаниях при разрешении вопросов о погашении и снятии судимости, условно-досрочном освобождении от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от отбывания наказания. При наличии оснований для опротестования определения незамедлительно направлять соответствующему прокурору сообщение о необходимости приостановления исполнения определений в порядке ч. 3 ст. 405 УПК до решения вопроса о принесении протеста. 18. Руководителям прокуратур всех уровней особое внимание обратить на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. Изучать и распространять положительный опыт работы, развивать и поощрять творческую активность и самоусовершенствование подчиненных. 19. Начальникам отделов по надзору за соответствием закону судебных решений по уголовным делам прокуратуры республики, прокуратур областей и г. Минска, ст. помощникам Белорусского военного и Белорусского транспортного прокуроров по этой отрасли надзора организовать систематический анализ практики и эффективности прокурорского надзора, своевременно определять их тенденции, разрабатывать соответствующие рекомендации по устранению ошибок и нарушений, допускаемых при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. По каждому выявленному факту нарушения закона в ходе предварительного следствия принимать необходимые меры реагирования. Постоянно оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации работы по поддержанию государственного обвинения, кассационному и надзорному опротестованию незаконных приговоров. 20. Приказ для исполнения направить прокурорам областей, г. Минска, БВП и БТП, городским, межрайонным, районным, межгарнизонным военным, транспортным и приравненным к ним прокурорам. 21. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Ивановского А.В. Считать утратившими силу приказ № 22 от 27.12.1993
|