Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генеральный прокурор






Республики Беларусь

Государственный советник

Юстиции 2 класса В.В. Шейман

 

ПРИКАЗ

 

08.04.2002 № 5

г. Минск

 

Об организации надзора за исполнением

Законодательства и законностью правовых

Актов

В целях обеспечения надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Заместителям Генерального прокурора Республики Беларусь, прокурорам областей, города Минска, Белорусскому военному и Белорусскому транспортному прокурорам, руководителям структурных подразделений аппаратов соответствующих прокуратур, прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь " О Прокуратуре Республики Беларусь" обеспечить надлежащий надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

2. Основными направлениями надзорной деятельности определить надзор за соблюдением прав и свобод граждан, законностью правовых актов, исполнением законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере, а также предупреждение правонарушений.

3. Проверки исполнения законодательства организовывать и проводить на основании глубокого анализа поступившей информации о состоянии законности, с учетом следственной и судебной практики.

4. Всем прокурорам считать надзор за соблюдением прав и свобод граждан приоритетным направлением в работе.

Систематически планировать и осуществлять проверки соблюдения законодательства об обращениях граждан в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, учреждениях, организациях и на предприятиях. В ходе проверок давать квалифицированную правовую оценку актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан. Принимать исчерпывающие меры к восстановлению их нарушенных прав, используя в полном объеме полномочия, предоставленные законодательством, решительно пресекать нарушения, от кого бы они ни исходили. Принципиально ставить вопрос об ответственности виновных лиц.

В социальной сфере сосредоточить надзор за соблюдением трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, а также за исполнением законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (пожилых людей, инвалидов, сирот, малоимущих граждан и др.). В целях восстановления нарушенных имущественных и неимущественных прав граждан, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда они в силу различных причин не в состоянии лично отстоять свои права, прокурорам обращаться в суды с заявлениями в их интересах.

Принимать безотлагательные меры реагирования по фактам несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопасных условий труда.

Защищая права потребителей, привлекать к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации недоброкачественной продукции.

5. С учетом экологической обстановки проводить проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, уделяя особое внимание надзору за соблюдением земельного и водного законодательства.

Осуществлять постоянный надзор за исполнением законодательства о ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Гомельской, Могилевской и Брестской областей. На других территориях соответствующие проверки проводить периодически.

6. Обеспечить надзор за исполнением законодательства об охране историко-культурного наследия.

7. При организации и осуществлении надзора в сфере экономики акцентировать внимание на исполнении законодательства о
собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банковского законодательства.

7.1. С целью защиты государственных и общезначимых социальных интересов придавать первоочередное значение сообщениям и другой информации о нарушениях законодательства в топливно-энергетическом, агропромышленном комплексах, кредитно-финансовой сфере, в том числе о нецелевом использовании бюджетных и кредитных средств. Инициировать проведение соответствующих проверок в координации с контролирующими и правоохранительными органами.

7.2. При выявлении нарушений законодательства о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, нарушений прав собственника (законного владельца) при распоряжении имуществом государственных, арендных, кооперативных организаций, колхозов, если такими нарушениями ущемлены интересы государства, трудовых коллективов и граждан, принимать меры по признанию сделок недействительными (установлению факта их ничтожности).

7.3. Обеспечивать надзор за деятельностью органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, регистрацию субъектов хозяйствования, другие разрешительные действия и принимающих решения об отчуждении либо ином распоряжении государственной собственностью.

7.4. При осуществлении надзора обращать внимание на исполнение представителями государства в органах управления субъектов хозяйствования, акции (доли) которых принадлежат государству, возложенных на них обязанностей по защите экономических интересов государства. Оценивать их деятельность исходя из полноты и своевременности поступления государству дивидендов, платы за пользование государственным имуществом, эффективности его использования, а также возврата при выходе государства из состава участников или реорганизации либо ликвидации субъекта хозяйствования. В случае ненадлежащего исполнения представителями своих обязанностей ставить вопрос о прекращении их полномочий и привлечении к ответственности.

7.5. В процессе проверок в организациях агропромышленного комплекса давать правовую оценку деятельности должностных лиц и других работников по обеспечению сохранности материальных и денежных средств. Не оставлять без должного реагирования ни
одного факта падежа скота, птицы, разукомплектования техники, хищения сельскохозяйственной продукции и иных материальных ценностей, уплаты экономических санкций. Изучать состояние дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованность списания на убытки просроченной задолженности.

7.6. При организации надзора за исполнением налогового законодательства концентрировать внимание на его соблюдении субъектами хозяйствования и налоговыми органами в части недопущения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Проверять законность и полноту применяемых налоговыми органами к нарушителям финансовых санкций и правомерность их отмены, соблюдение условий и порядка использования налогоплательщиками предоставленных им льгот.

Принимать меры к устранению нарушений законодательства при привлечении к ответственности за административные таможенные и налоговые правонарушения, наложении ареста и применении конфискации имущества.

Обеспечивать эффективный надзор за соблюдением таможенными органами, субъектами хозяйствования и гражданами законодательства при перемещении товаров через таможенную границу, установлении таможенных режимов и уплате таможенных платежей.

Регулярно проверять законность и обоснованность принятых подразделениями собственной безопасности Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь решений по материалам служебных расследований, заявлениям и сообщениям о противоправных действиях сотрудников этих органов.

При осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства территориальным прокурорам взаимодействовать с транспортными и военными прокурорами. Последним, при необходимости, принимать участие в надзорных мероприятиях по предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.

7.7. При организации надзора за исполнением законов в банковской сфере особое внимание уделять вопросам соблюдения законодательства при выдаче, сопровождении и возврате кредитных средств, проведении валютных операций, осуществлении банками контрольных функций, законности открытия расчетных счетов. Выяснять условия предоставления кредитов учредителям (участникам) и работникам банков, которые не должны быть льготными по сравнению с условиями предоставления кредитов иным заемщикам.

8. Обеспечивать надзор за соблюдением законодательства в деятельности контролирующих органов.

Требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций, подчиненных должностных лиц.

9. Обеспечивать полноту и правомерность использования прокурорами полномочий по устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда.

Принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенные руководителями, другими должностными лицами государственных органов и субъектов хозяйствования всех форм собственности. Наряду с предъявлением требований об устранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных к ответственности.

При установлении деяния, содержащего признаки преступления, принимать решение в соответствии со ст. 174 УПК Республики Беларусь. Принимать меры к организации взаимодействия отраслей надзора как в ходе проверок, так и на стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела и в процессе его расследования.

10. Улучшить качество актов прокурорского надзора и усилить контроль за их рассмотрением. Принципиально и своевременно реагировать на каждый факт нарушения сроков и формального рассмотрения актов надзора.

11. Принимать меры к предупреждению правонарушений.
О результатах проверок и принятых мерах в необходимых случаях информировать население, в том числе через средства массовой информации. Регулярно вносить предложения представительным, исполнительным и распорядительным органам об устранении причин нарушений законности и условий, им способствующих.

12. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов республиканской прокуратуры, прокурорам областей и приравненным к ним прокурором постоянно оказывать практическую и методическую помощь подчиненным прокурорам в организации надзора. Изучать, обобщать и анализировать надзорную практику с целью совершенствования стиля и методов работы, распространения положительного опыта.

13. В связи с изданием настоящего приказа признать утратившими силу следующие приказы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь:

- приказ от 10.07.1992 № 10 " Об усилении надзора за соблюдением законодательства о земле и земельной реформе";

- указание от 24.12.1992 № 7/7д-92 " Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере экономики";

- приказ от 15.07.1993 № 11 " Об усилении надзора за соблюдением законодательства о разгосударствлении и приватизации государственной собственности";

- приказ от 26.01.1994 № 3 " Об усилении прокурорского надзора за законностью разрешения хозяйственных споров";

- приказ от 26.05.1994 № 7/1-94 " Об организации общего надзора и усилении его роли в обеспечении законности";

- приказ от 20.07.1995 № 17 " Об усилении надзора за соблюдением законодательства предприятиями государственной собственности при заключении и исполнении хозяйственных договоров";

- приказ от 12.01.1996 № 3 " Об усилении надзора за исполнением Закона Республики Беларусь " О защите прав потребителей";

- указание от 22.04.1997 № 20-01/11-97 " О повышении эффективности использования в общенадзорной деятельности уголовно-правовых средств пресечения и предупреждения нарушений законодательства";

- приказ от 09.03.1998 № 17 " Об организации надзора за исполнением налогового и таможенного законодательства";

- приказ от 31.03.1998 № 23 " О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в агропромышленном комплексе республики";

- приказ от 11.03.1999 № 86-к " О дополнительных мерах по усилению надзора за законностью рассмотрения заявлений и расследования уголовных дел о выманивании и хищении кредитных средств";

- указание от 04.08.1999 № 20/20-99 " О надзоре за исполнением Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29
" О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины";

- указание от 31.12.1999 № 45/7 " Об усилении надзора за исполнением законодательства об обеспечении сохранности поголовья скота и птицы".

14. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь, возглавляющего данное направление прокурорской деятельности.

Приказ направить всем подчиненным прокурорам, ознакомить с ним прокурорских работников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал