Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тельного следствия и дознания






 

В целях совершенствования надзора за исполнением законов органами предварительного расследования ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Республики Беларусь, руководителям структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокурорам областей, города Минска, Белорусскому военному и Белорусскому транспортному прокурорам, прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов физических и юридических лиц при производстве дознания и предварительного следствия, исходя из того, что надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры.

2. Персональную ответственность за организацию работы по обеспечению законности при расследовании преступлений следователями прокуратуры возложить на руководителей соответствующих структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокуроров областей, районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров, обязав их оказывать повседневную помощь следователям органов прокуратуры в работе по расследованию уголовных дел.

2.1. Принимать необходимые меры по организации эффективного взаимодействия с органами внутренних дел при раскрытии умышленных убийств и расследовании уголовных дел указанной категории в соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 31.07.2002 № 21-р.

2.2. Повысить роль следственного аппарата прокуратуры в расследовании уголовных дел о преступлениях против интересов службы, а также о преступлениях, совершенных организованными группами.

2.3. Обеспечить эффективный надзор за качественным проведением в предусмотренные законом сроки проверок и расследованием уголовных дел, возбужденных по фактам гибели людей на производстве, принятием необходимых мер к устранению причин и условий, повлекших гибель работающих и причинение вреда их здоровью.

2.4. Всем прокурорам при необходимости принимать к своему производству уголовные дела, независимо от подследственности, в целях обеспечения более полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. В случае сложности или трудоемкости расследования своевременно выносить постановление о создании следственной или межведомственной следственной группы.

3. Прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации и учете заявлений и сообщений о преступлениях.

3.1. Не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органами уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений.

3.2. Обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12.12.2000, а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним.

3.3. Не позднее чем в месячный срок после вынесения постановлений о приостановлении производства по уголовному делу или прекращении расследования проверять законность и обоснованность принятых решений.

3.4. Ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в изоляторах временного содержания (ИВС) и в помещениях дежурных частей ГО-РОВД. При этом изучать материалы проверок и уголовных дел. В прокуратурах вести учет лиц, задержанных в соответствии со ст. ст. 108, 111-113 УПК Республики Беларусь.

3.5. При установлении факта незаконного задержания лица незамедлительно до истечения 72 часов освобождать его.

3.6. Обеспечивать в статистической отчетности достоверность данных о применении задержания в соответствии со ст. 108 УПК.

4. Прокурорам и их заместителям при решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу или применение в качестве меры пресечения домашнего ареста, а также при рассмотрении ходатайств о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей или домашним арестом лично изучать материалы уголовных дел, глубоко вникать в объективность и достаточность собранных доказательств, обоснованность предъявленного обвинения.

4.1. Меру пресечения в виде заключения под стражу применять в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и лишь тогда, когда по характеру и обстоятельствам преступления такая мера пресечения действительно необходима.

4.2. Принципиально и своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления судей об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста, а также об отмене постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования.

5. Продление сроков производства предварительного следствия и дознания, а также содержания обвиняемых под стражей уполномоченным прокурорам осуществлять в строгом соответствии с требованиями ст. ст. 127, 188 и 190 УПК. При возбуждении перед соответствующим прокурором ходатайства о продлении сроков производства предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей постановление следователя, органа дознания представлять указанными лицами лично в предусмотренный законом срок вместе с материалами уголовного дела, планом расследования и, если имеются, письменными указаниями надзирающего прокурора, начальника следственного подразделения, начальника органа дознания.

5.1. Установить, что органы предварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органы дознания возбуждают названные ходатайства через управления (отделы) вышестоящих органов, где в обязательном порядке изучаются материалы уголовного дела и, в случае необходимости, даются письменные указания.

5.2. Постановление следователя, органа дознания подписывается начальником следственного подразделения, начальником органа дознания и надзирающим прокурором.

5.3. Постановление следователя с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев подписывать лично прокурорам областей, города Минска и приравненным к ним прокурорам с обязательным предварительным обсуждением на оперативных совещаниях с участием следователя, начальника соответствующего следственного отдела УВД, УКГБ, УДФР КГК и надзирающего прокурора.

5.4. При возбуждении перед Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей на срок свыше 12 месяцев постановление вместе с уголовным делом представлять в республиканскую прокуратуру для обсуждения на оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора Республики Беларусь с участием следователя, заместителя прокурора области, руководителей Следственного комитета МВД, следственного управления КГБ, следственного управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

5.5. При поступлении уголовного дела в прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры, а также в республиканскую прокуратуру с ходатайством о продлении срока производства предварительного следствия или содержания обвиняемых под стражей зональным прокурорам изучать его материалы, при необходимости давать письменные указания, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в волоките и некачественном расследовании уголовного дела.

5.6. После изучения уголовного дела постановление следователя визировать зональному прокурору и начальнику соответствующего отдела, осуществляющим надзор за расследованием уголовного дела.

5.7. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении сроков производства предварительного следствия или содержания обвиняемых под стражей указывать: обстоятельства совершения преступления (преступлений); кем, когда и по какой статье Уголовного кодекса возбуждено уголовное дело и принято к производству; даты других основных следственных действий (задержания подозреваемого, предъявления ему обвинения, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, направления прокурору, возвращения дела на дополнительное расследование); сведения о личности обвиняемого; сущность предъявленного обвинения и вывод о доказанности виновности; причины, по которым не может быть изменена мера пресечения и окончено расследование. В случае, если окончанию предварительного следствия или дознания препятствует отсутствие заключений судебных экспертиз или актов ревизий, указывать, когда они были назначены и какой предполагаемый срок их окончания; следственные действия, которые необходимо выполнить.

5.8. При повторном возбуждении ходатайства указывать, в каком объеме выполнены следственные действия, для проведения которых ранее испрашивалась и была получена санкция. К постановлению прилагать справку следователя об имеющихся доказательствах виновности со ссылкой на материалы дела.

5.9. Во всех случаях при направлении дел в прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры, а также в республиканскую прокуратуру с постановлениями следователей о возбуждении ходатайств о продлении сроков производства предварительного следствия или содержания обвиняемых под стражей указывать, какие недостатки и нарушения закона при этом выявлены, где и кем обсуждены, какие приняты меры к окончанию предварительного следствия и лицам, виновным в волоките и некачественном расследовании.

5.10. Санкции на заключение под стражу, продление сроков производства предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей, а также иные санкции, предусмотренные нормами уголовно-процессуального закона, оформлять в виде резолюции на соответствующих постановлениях и скреплять гербовой печатью прокуратуры.

6. Прокурорам областей, районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам направлять в республиканскую прокуратуру письменные специальные донесения о:

- всех преступлениях против государства;

- массовых акциях и других чрезвычайных происшествиях, повлекших человеческие жертвы, а также материальный ущерб в особо крупном размере или иные тяжкие последствия;

- катастрофах, крушениях, авариях, угонах или захватах самолетов, судов, поездов, блокировании аэропортов и транспортных магистралей, взрывах, пожарах, повлекших человеческие жертвы или ущерб в особо крупном размере на железнодорожном, воздушном, водном, трубопроводном транспорте и их предприятиях либо могущих повлечь экологическое бедствие;

- захватах заложников;

- авариях и происшествиях на атомных и энергетических установках, а равно об условиях, создающих предпосылки их возникновения;

- массовых заболеваниях, отравлениях, эпидемиях и эпизоотиях;

- вооруженных нападениях и групповых побегах заключенных под стражу и осужденных, а также массовых беспорядках либо действиях, дезорганизующих работу исправительных учреждений;

- создании преступных организаций и незаконных вооруженных формирований, бандитизме и терроризме;

- завладении оружием, взрывчатыми веществами и боеприпасами, боевой техникой, сопряженном с нападением на склады, базы, помещения органов внутренних дел, воинских частей и соединений;

- хищениях радиоактивных материалов, нарушениях правил хранения и использования радиоактивных, химических, токсических веществ, порядка их захоронения, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья населения;

- загрязнении рек, озер, водоемов, воздушной среды, других нарушениях законодательства об охране природы, повлекших ущерб в особо крупном размере либо иные тяжкие последствия;

- преступлениях в отношении депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также о преступлениях, совершенных депутатами всех уровней;

- посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, работников органов государственного управления, работников правоохранительных органов в связи с их служебной или общественной деятельностью;

- преступлениях, совершенных работниками органов внутренних дел, финансовых расследований, таможенных и налоговых органов, военнослужащими пограничных и внутренних войск в связи с их служебной или профессиональной деятельностью, а также прокурорами и судьями;

- применении оружия, повлекшем смерть граждан;

- делах, возбужденных по фактам применения незаконных методов расследования;

- истязаниях, доведении до самоубийства, жестоком обращении с детьми и подростками в приемниках-распределителях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах ребенка и иных воспитательных учреждениях для несовершеннолетних;

- преступлениях, связанных с наркобизнесом;

- коррупции в органах государственного управления;

- умышленных убийствах (кроме новорожденных), умышленном причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, разбойных нападениях, совершенных с применением огнестрельного оружия или с использованием формы работников милиции, изнасилованиях, если эти преступления не раскрыты в течение десяти дней с момента обнаружения, умышленных убийствах двух и более лиц, а также о дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель двух и более лиц;

- групповом дезертирстве из воинских частей; авариях военной техники, повлекших человеческие жертвы или причинивших материальный ущерб в особо крупном размере.

6.1. Прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам о вышеперечисленных преступлениях и происшествиях немедленно сообщать в дежурную часть республиканской прокуратуры по телефону, а также направлять письменное спецдонесение руководителям Прокуратуры Республики Беларусь, а копии – прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам.

6.2. Спецдонесения неотложно направлять по факсимильной связи и почтой. В них полно излагать известные к моменту направления спецдонесения обстоятельства и причины происшедшего, а также сведения о подозреваемых, причиненном ущербе и других последствиях, принятых мерах. В случае возбуждения уголовного дела указывать орган, производящий предварительное следствие. По окончании проверки или предварительного расследования подробно информировать республиканскую прокуратуру.

6.3. Руководителям соответствующих структурных подразделений республиканской прокуратуры незамедлительно рассматривать спецдонесения и принимать необходимые решения. Использовать спецдонесения и данные, полученные в ходе последующего контроля за проверкой или предварительном расследованием, для укрепления законности и правопорядка, совершенствования организации прокурорского надзора и предварительного расследования.

7. Управлениям по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, по надзору за следствием в органах прокуратуры, по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, отделам по надзору за исполнением законов о государственной безопасности и по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте республиканской прокуратуры, а также соответствующим структурным подразделениям прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур установить контроль за расследованием с момента возбуждения до направления в суд следующих уголовных дел:

- о преступлениях, по которым в республиканскую прокуратуру представлены спецдонесения;

- по которым Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителями продлевались сроки производства предварительного следствия, содержания обвиняемых под стражей;

- взятых на контроль по решению руководителей, начальников управлений (отделов) республиканской прокуратуры, руководителей прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур, а также начальников управлений и отделов.

7.1. Прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, обеспечивать представление по находящимся на контроле уголовным делам информаций о ходе и результатах расследования, а также судебного разбирательства этих дел. В случае возвращения дела для производства дополнительно предварительного расследования, прекращения (приостановления) расследования, его возобновления, вынесения судом оправдательного приговора представлять копии соответствующих постановлений, приговоров и протестов.

7.2. Прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам обеспечивать проверку законности и обоснованности решений о приостановлении или прекращении предварительного расследования, принятых по делам, находящимся на контроле республиканской прокуратуры, и представление ей информации о результатах проверки.

7.3. С целью предупреждения незаконного и необоснованного приостановления предварительного расследования обеспечивать тщательное изучение материалов уголовно-розыскных дел о нераскрытых особо тяжких преступлениях.

8. Прокурорам при разрешении жалоб и заявлений граждан о нарушениях законности при производстве проверок и расследования по уголовным делам в обязательном порядке изучать соответствующие материалы, уделяя особое внимание всесторонности исследования доводов заявителей.

8.1. В случаях установления фальсификации процессуальных документов, применения или совершения незаконных действий при производстве предварительного расследования, превышения власти и других нарушений законности привлекать виновных к уголовной либо иной установленной законом ответственности.

9. Начальникам структурных подразделений по надзору за следствием и оперативно-розыскной деятельностью республиканской прокуратуры, прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам организовать их работу по зонально-предметному принципу и обеспечить постоянное накопление соответствующих аналитических материалов по каждому предмету.

9.1. Работу следователей-криминалистов сосредоточить на оказании практической помощи следователям прокуратуры в раскрытии преступлений, производстве неотложных следственных и других процессуальных действий, применении научно-технических средств, подготовке и назначении экспертиз, анализе нераскрытых убийств и других особо тяжких преступлений, подследственных органам прокуратуры.

9.2. Начальникам организационно-контрольного управления и соответствующих отделов, осуществляющих надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания, по результатам проводимых структурными подразделениями республиканской прокуратуры проверок, анализов и обобщений практики осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования, вносить предложения об изменении действующего законодательства, дополнении приказов и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь.

10. Прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам установить контроль за работой нижестоящих прокуратур по обеспечению законности при производстве предварительного следствия и дознания. В месячный срок с момента принятия окончательного решения по делу проверять законность привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу лица, в отношении которого уголовное преследование прекращено органом уголовного преследования или судом по реабилитирующим основаниям либо постановлен оправдательный приговор. По каждому такому делу составлять мотивированное заключение о причинах нарушений законности и принятых мерах, утверждаемое соответствующим заместителем прокурора области, ответственным за организацию надзора за исполнением законов при расследовании преступлений. Копию заключения направлять в республиканскую прокуратуру.

10.1. Ежегодно анализировать и обобщать материалы о соблюдении законности при производстве предварительного расследования, принимать меры к повышению эффективности прокурорского надзора в предупреждении и пресечении нарушений уголовно-процессуального закона.

10.2. Активно влиять на совершенствование организации работы нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания, оказывать им постоянную практическую и методическую помощь.

10.3. На заседаниях коллегий прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур обсуждать информации начальников соответствующих управлений и отделов о состоянии надзора за предварительным следствием и дознанием, в том числе по отдельным категориям уголовных дел, а также заслушивать после предварительной проверки отчеты прокуроров районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров об их личном вкладе в организацию эффективного надзора по этому направлению прокурорской деятельности. Работу прокуроров оценивать по состоянию законности в деятельности органов предварительного расследования, особенно при задержании, заключении под стражу, привлечении граждан к уголовной ответственности, обеспечении их конституционных прав, своевременности и принципиальности использования своих полномочий в устранении нарушений законодательства.

11. Установить, что прокуроры областей, города Минска, Белорусский военный и Белорусский транспортный прокуроры, прокуроры районов, городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры, а также их заместители могут давать санкции, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь " Об оперативно-розыскной деятельности" в случаях, не терпящих отлагательства, по уголовным делам, надзор за расследованием которых осуществляют вышестоящие прокуроры.

11.1. Прокурорам при рассмотрении постановлений следователей или работников органов дознания о санкционировании процессуальных, следственных действий либо оперативно-розыскных мероприятий знакомиться с материалами соответствующих дел в
части, касающейся законности, обоснованности и необходимости производства санкционируемых действий или мероприятий. О даче санкции или об отказе в даче санкции информировать надзирающего прокурора.

12. В республиканской прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах вопрос о необходимости принесения протеста в порядке надзора на оправдательные приговоры и определения (постановления) судов о прекращении производства по уголовному делу решать по результатам совместного изучения дел в отделах по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и отделах, осуществляющих надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. В случае расхождения мнений решение о принесении либо отказе в принесении протеста принимается руководителем соответствующей прокуратуры. Исполнителями назначаются оба структурных подразделения, которыми изучены уголовные дела.

13. Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, регулируется специальным приказом.

14. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на начальников управлений по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, по надзору за следствием в органах прокуратуры, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, начальников отделов по надзору за исполнением законов о государственной безопасности, по надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте республиканской прокуратуры, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров.

15. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты Генерального прокурора Республики Беларусь:

приказ от 31.08.1993 № 14 " О представлении в Прокуратуру Республики Беларусь спецдонесений";

приказ от 24.01.1994 № 1 " О порядке продления сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей и мерах по предупреждению волокиты при расследовании уголовных дел";

приказ от 30.04.1994 № 22 " Об усилении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о нарушениях Правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств";

 

приказ от 18.07.1994 № 35 " О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия";

приказ от 19.07.1994 № 36 " О соблюдении законности при рассмотрении заявлений и сообщений, расследовании уголовных дел по фактам гибели людей на производстве";

приказ от 12.01.1996 № 4 " О неудовлетворительном осуществлении прокурорского надзора за законностью разрешения материалов о самоубийствах граждан";

приказ от 29.07.1997 № 13 " О мерах по усилению прокурорского надзора за соблюдением законности при задержании граждан по подозрению в совершении преступлений";

приказ от 14.01.1998 № 2 " Об определении полномочий прокурора при даче санкций по уголовным делам, надзор по которым осуществляют вышестоящие прокуроры, и о выполнении их поручений об участии в судебном рассмотрении уголовных и гражданских дел";

приказ от 12.02.1998 № 12 " О мерах по совершенствованию организации работы следственного аппарата органов прокуратуры";

приказ от 08.09.1998 № 52 " Об улучшении оперативного взаимодействия в раскрытии и расследовании тяжких преступлений и чрезвычайных происшествий";

приказ от 15.10.1998 № 56 " Об усилении контроля за регистрацией и рассмотрением в органах прокуратуры заявлений и сообщений о преступлениях";

приказ от 11.03.1999 № 86-к " О дополнительных мерах по усилению надзора за законностью рассмотрения заявлений и расследования уголовных дел о выманивании и хищении кредитных средств";

указание от 30.12.1993 № 12/01-93 " Об организации работы по опротестованию судебных постановлений по уголовным делам в порядке надзора".

16. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь.

Приказ направить во все органы прокуратуры и ознакомить с ним всех прокурорских работников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал