![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночная организация хозяйства. Классификация рынков. Структура и основные направления регулирования фармацевтического рынка
Эволюция экономического развития показывает, что наиболее эффективному решению проблемы использования редких экономических ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей человека в разнообразных благах способствует рыночная организация хозяйства, основными признаками которой являются: свободный выбор видов и форм деятельности; конкуренция; равноправие субъектов с различными формами собственности; свободное ценообразование; личный интерес как главный мотив поведения; ограниченная роль государства в регулировании рынка; самофинансирование; договорные отношения между контрагентами и экономическая ответственность субъектов. Преимущество рыночной экономической системы реализуется через функциональную направленность рынка, включающую: информацию (процессы обмена обеспечивают участников объективной информацией о количестве, ассортименте, качестве необходимых товаров и услуг, что, в свою очередь, влияет на объем и структуру производства); ценообразование (основано на процессе взаимодействия продавцов и покупателей, механизме сбалансированности предложения и спроса); регулирование (механизм конкуренции как неотъемлемое свойство рынка способствует рациональному распределению ресурсов); интеграцию (соединение сферы производства и потребления); санацию (оздоровление экономики путем ликвидации неконкурентоспособных организаций, товаров и услуг). Кроме того, положительными качествами рынка являются высокая адаптивность к изменяющимся условиям, свобода выбора для производителя и потребителя, стремление к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества товаров и услуг, активное развитие и использование достижений науки и техники. Однако нельзя не учитывать и негативные стороны рынка, такие, как нестабильность развития (кризисы, инфляция); отсутствие гарантий обязательного удовлетворения сначала более важных, а потом менее важных потребностей; неравенство в получении и распределении доходов; тенденция к монополизации, подрывающая свободную конкуренцию; отсутствие гарантий полной занятости и стабильности цен; незаинтересованность в отдельных фундаментальных научных исследованиях, защите окружающей среды, удовлетворении общественных потребностей. Негативные проявления рыночной организации хозяйства сглаживает механизм государственного управления и регулирования. При этом государственная система организации не должна противопоставляться самоорганизации рынка. Управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации рыночной системы. Основные причины возникновения рынка были изложены А. Смитом в исторической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданной в 1776 г. Таковыми причинами он считал ограниченность ресурсов, разделение труда и обмен результатами труда. 1. Рынок — место натурального обмена (товар—товар, деньги — товар). 2. Рынок — место или сфера (пространство), в котором функционируют покупатели и продавцы. 3. Рынок — специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. 4. Рынок — отношения между организациями в процессе прохождения сквозного материального потока от производителя до конечного потребителя. 5. Рынок — совокупность существующих и потенциальных потребителей товаров и услуг. 6. Рынок — совокупность требований потенциальных потребителей товаров и услуг. 7. Рынок — институт, существующий для облегчения обмена, механизм передачи прав собственности. Рынок — категория комплексная. Исторически понимание рынка абстрагировалось от конкретных границ (определение 1), перейдя к его пространственной характеристике рынка (определение 2). Помимо этого, экономический подход к трактовке данного термина акцентирует внимание на организации хозяйственных отношений как отношений между товарами или вещами (определение 3), тогда как при логистическом подходе упор делается на отношения между организациями (определение 4). Маркетинговый подход ориентирован на потребителей и потребительские предпочтения (определения 5 и 6). В то же время институциональная экономика рассматривает рынок в качестве одного из институтов (определение 7), включающих формальные и неформальные нормы и правила, а также механизмы, обеспечивающие их выполнение, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Таким образом, говоря о рынке, следует всегда обращать внимание на то, в каком аспекте — экономическом, маркетинговом, логистическом или институциональном — рассматривается данное понятие. Информацию о возможностях рынка получают в результате его анализа. Процедуры, связанные с изучением и анализом рынка, требуют знаний его структуризации. Одно из направлений структуризации — это классификация. В табл. 2.1 представлены основные признаки, по которым можно классифицировать рынки. Таблица 2.1
|