![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация рынков
Фармацевтический рынок (по функциональному признаку) — это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которого осуществляется с использованием системного, маркетингового и институционального подходов. Системный подход. Он позволяет представить фармацевтический рынок России, деятельность которого направлена на достижение социальных (сохранение здоровья нации) и экономических целей, как совокупность взаимодействующих субъектов и объектов, а также факторов, на них воздействующих. Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода базируется на двух основных принципах. Фармацевтический рынок является открытой системой, представляющей совокупность взаимосвязанных составляющих, среди которых: структурные элементы системы (внешняя среда, внутренняя среда, схема «вход—выход»); связи между элементами; окружающая среда фармацевтической отрасли. Принцип синергии означает, что функционирующая система вследствие взаимодействия между ее структурными элементами приобретает свойства, отсутствующие при простом суммировании ее элементов. Из этого принципа следует, что изменение свойств любого из элементов неизбежно повлечет за собой изменения характеристик всей системы в целом. Внешний контур системы фармацевтического рынка России Его формируют факторы глобального воздействия (мировая среда — мегаконтур), федерального воздействия (среда косвенного окружения — макроконтур) и регионального воздействия (среда непосредственного окружения — мезаконтур). К факторам мегаконтура в первую очередь относятся миграция, научно-технический прогресс, экология, международное сотрудничество, глобальная экономика и культура. Можно выделить два направления воздействия миграционных процессов на фармацевтический рынок. С одной стороны, это позитивное влияние, связанное с интенсивным обменом знаний в области медицины и фармации; расширением базы фармацевтической индустрии (миграция специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся). С другой стороны, это негативные последствия: ухудшение эпидемиологической обстановки при передвижении значительных людских масс; «экспорт» патогенных микроорганизмов, к которым коренное население не имеет наследственного иммунитета; дисбаланс в организме эмигрантов, вызываемый сменой условий окружающей среды; возникновение феномена «национальность пациента», когда лекарства, разработанные для одних этнических групп, неэффективны или вредны для других (эт- нофармацевтический аспект). Например, британский фармацевтический концерн Roche Holding Ltd и американское исследовательское предприятие Decode Genetice проводили совместную разработку методов диагностики предрасположенности пациентов к определенным заболеваниям с учетом региональной генеалогии. Промышленная революция и научно-технический прогресс существенно влияют на демографические показатели, экономическую ситуацию, используемые производственные и информационные технологии, экологию. Проблема экологии планеты и напрямую связанная с ней проблема экологии человека являются в настоящее время ключевыми для человечества. Отличительной особенностью современного фармацевтического рынка является тенденция к мировой глобализации (от франц. global — всеобщий). Основными причинами такой всеобщности являются прежде всего: единая для всего человечества необходимость сохранения здоровья, стремление к продлению продолжительности жизни; во многом похожие динамика и распространенность основных заболеваний; поиск наиболее эффективных фармакотерапевтических средств, современные высокоскоростные технологии обмена данными; высокая стоимость разработки и внедрения новых ЛС, требующая объединения (интеграции) усилий; стремление фармацевтических компаний к завоеванию большей доли рынка (расширение границ для бизнеса). С начала 90-х гг. XX в. активизировалось участие нашей страны в Международной фармацевтической федерации (FIP — International Pharmaceutical Federation). Макроконтур системы фармацевтического рынка России характеризует степень воздействия федерального уровня на региональный. В связи с этим фактор государственного воздействия является на этом уровне доминирующим. При этом направленность государственного воздействия можно рассматривать с точки зрения системоформирующих и системоутверждающих функций. Системоформирующие функции связаны с разработкой формальных норм и правил, определяющих характер политической и экономической систем государства. Системоутверждающие функции государства связаны с формированием условий, достаточных для функционирования сформированных систем управления. Для анализа воздействия мезаконтура (региональный уровень) может быть использована технология STEPEPV- анализа, предусматривающая исследование влияния на подсистемы внутреннего контура следующих групп факторов: социальных (Social) — демографическая ситуация, заболеваемость, уровень доходов населения, потребительские предпочтения и др.; технологических (Technological) — изношенность основных фондов, современные способы создания, производства и реализации фармацевтической продукции, информационные технологии; экономических (Economical) — размер инвестиций, уровень инфляции, платежеспособность потребителей и др.; политических (Political) — законодательство субъектов Федерации и местных органов управления; природной среды (Environmental) и индивидуальных ценностей общества (Personal values) — культура и традиции. Внутренний контур системы фармацевтического рынка России. Его составляют субъекты и объекты фармацевтического рынка.
Субъекты фармацевтического рынка — это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют. К ним относятся подсистемы: управления и регулирования, представленная органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности JIC на федеральном и региональном уровнях; производства и распределения, включающая фармацевтические промышленные отечественные предприятия, представительства зарубежных компаний, оптовые и розничные организации; потребителей (институциональных, промежуточных и конечных); фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.; подготовки кадров, ориентированная на непрерывное фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования; профессиональных общественных организаций. Субъекты рынка оказывают активное воздействие на объекты рынка, к которым относятся: фармацевтические товары и услуги, парафармацевтические товары, фармацевтическая информация, вкусы и предпочтения потребителей, платежеспособная потребность, качество продукции, технологии и др. Изучение истории развития фармации позволяет нам увидеть, что структура фармацевтического рынка подвижна (или, как еще говорят, динамична, т. е. меняется во времени) и зависит от взаимного влияния факторов внешнего контура системы, ресурсного потенциала отрасли и ее положения среди других отраслей экономики. Маркетинговый подход. Он предполагает, что фармацевтический рынок может рассматриваться как совокупность существующих и потенциальных потребителей фармацевтической продукции и совокупность товаров и услуг, удовлетворяющих потребности в фармацевтической помощи Особенностью фармацевтического рынка является то, что наряду с институциональными и конечными потребителями в его структуре имеется группа промежуточных потребителей, оказывающая активное воздействие на поведение других групп потребителей. Институциональные потребители — организации-потребители, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка). Конечные потребители — пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования. Промежуточные потребители — медицинские работники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (амбулаторное лечение). Каждый из типов потребителей имеет различный мотивационный интерес в отношении фармацевтических и парафармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении. Институциональных и конечных потребителей в отличие от промежуточных объединяет наличие процесса потребления. Они же обладают покупательной способностью. Однако промежуточный потребитель — главный фактор формирования потребностей на рынке лекарственных препаратов, а ведь именно потребности и их удовлетворение — основные стимулы предпринимательской деятельности. Кроме того, маркетинговый подход дает возможность рассмотреть потребителей еще с одной точки зрения — потребитель как пользователь или потребитель как покупатель. Потребитель как пользователь лекарственных препаратов (конечный потребитель) выступает в роли пациента (от лат. patiens — терпящий) — лица, которому оказывается медицинская помощь или которое находится под медицинским наблюдением. В соответствии со ступенчатым характером оказания медицинской помощи в Российской Федерации различают пациентов, находящихся на амбулаторной (внебольничной), полустационарной, стационарной, реабилитационной ступенях. Население как совокупность пациентов определяет объективную потребность в ЛС, задает потенциальный объем и маркетинговую структуру фармацевтического рынка. Эта совокупность характеризуется прежде всего количественными показателями (численность, заболеваемость, интенсивность потребления, возрастная структура и др.) и качественными характеристиками (пол, семейное положениеи др.). Потребители в роли покупателей приобретают лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента или для личного и семейного пользования, или для передачи конечным пользователям (например, из бюджетов регионов оплачиваются ЛC, отпускаемые конечным потребителям бесплатно и на льготных условиях; лечебно-профилактические учреждения покупают лекарственные препараты для обеспечения лечебного процесса в рамках государственных гарантий). Таким образом, основными характеристиками покупателей являются прежде всего объективный критерий — платежеспособность и субъективный — потребительские предпочтения. Размер платежеспособного спроса институциональных и конечных потребителей определяет реальную емкость рынка в отличие от потенциальной, которая связана с будущими тенденциями (рост или снижение доходов, цен, заболеваемости, численности и др.). В любой стране оплата JIC производится из двух источников — государственных расходов и личных средств граждан. Так как средства поддержания жизни (продукты питания, жилье) и сохранения здоровья являются приоритетными при финансировании, то доля правительственных расходов на здравоохранение в индустриально развитых странах составляет основную часть (в настоящее время — 5 — 7% от валового внутреннего продукта — ВВП). Институциональный подход. Несмотря на производимое впечатление хаоса и спонтанности, рынки при ближайшем рассмотрении оказываются жестко структурированными детерминированными системами, определяемыми набором формальных и неформальных норм и правил. Институциональный подход базируется на анализе мотивов поведения и механизмов взаимодействия экономических агентов. Среди различных направлений институциональной экономической теории наиболее популярными являются базовые аспекты, изложенные в работах лауреатов Нобелевской премии Р.Коуза, Г.Беккера, Д.Норта и Р.Фогеля. Институты — это правила игры (формальные и неформальные), представляющие собой ограничения, которые люди налагают на взаимодействиемежду собой, определяя совокупность альтернативных возможностей экономики. Организации — группы индивидов, связанных между собой обними целями. Ключевым для институциональных изменений является непрерывное взаимодействие между институтами и организациями в экономической среде с ее ограниченностью в ресурсах и, следовательно, конкуренцией. Кроме того, важно, что неформальные нормы более устойчивы в отличие от формальных. Поэтому революционные изменения в экономике России при невнимательном отношении к неформальным нормам привели к конфликту с новыми формальными институтами (например, отнесение фармацевтических организаций не к организациям здравоохранения, а к торговым было встречено специалистами отрасли негативно; институт конкуренции лишь в последние годы заставил отечественных производителей фармацевтической продукции обратить внимание на развитие структуры медицинских представителей и т. п.). У правил есть своя иерархия. Базовые ценности определяет Конституция. Законодатели на ее основе устанавливают «правила игры» — федеральные законы, на которых базируются «прикладные стандарты» министерств и ведомств. Общность или сходство множества прикладных стандартов в разных странах создают предпосылки идей конвергенции и выработки (или согласования) так называемых «общечеловеческих ценностей» или создания «информационного общества», где основой будет согласование «единых прикладных стандартов». Историческое развитие экономических систем привело к формированию в большинстве стран социально-либеральных обществ, сочетающих рыночные принципы свободной конкуренции, с одной стороны, и государственное регулирование, с другой. Государственное регулирование — совокупность форм и методов государственного воздействия на экономическую систему в конкретных условиях, дополняющее действие рыночного механизма саморегулирования. Государственное регулирование фармацевтического рынка базируется на соблюдении иерархии формальных норм при использовании правовых, административных и экономических методов и включает следующие основные направления. Разработка законов и «прикладных стандартов», регулирующих: порядок обращения JIC; лицензирование фармацевтической деятельности; порядок допуска к фармацевтической деятельности. Регулирование экспорта и импорта фармацевтической продукции, основанное на законодательных и нормативных актах, главными из которых являются Гражданский кодекс России, законы о государственной границе и внешнеэкономической деятельности, JIC, наркотических средствах и психотропных веществах, а также постановления министерств и ведомств, правомочных принимать решения по данному вопросу. Стандартизация объемов и качества оказания фармацевтической помощи. Государству важно сохранить качество оказания фармацевтической помощи при ограниченных возможностях финансирования отрасли. Основными направлениями стандартизации является разработка стандартов лечения и введение формуляров, формирование перечней жизненно необходимых и важнейших JIC, а также финансирование их производства и закупки. Разработка и совершенствование системы регистрации и декларирования JIC, препаратов и другой продукции, оказывающей воздействие на здоровье граждан. Система ориентирована на обеспечение безопасности фармацевтической продукции, сокращение ввоза препаратов-синонимов и расширение базы для клинических испытаний лекарственных препаратов внутри страны. Финансовая и налоговая политика предусматривает контроль за рациональным использованием финансовых средств на закупку лекарственных препаратов; предоставление налоговых льгот отечественным предприятиям, производящим и реализующим лекарственные препараты. Ценовая политика на фармацевтическом рынке, определяемая государственными органами, включает регламентацию ассортиментных групп с регистрируемой предельной ценой или уровнем надбавки, и групп ассортимента, в котором цены формируются в соответствии с законом рыночного равновесия под влиянием спроса и предложения. Патентно-лицензионная политика ведет свой отсчет со вступления в силу «Патентного закона Российской Федерации» от 23 сентября 1992 г. № 3517-1. По мнению специалистов, он максимально приближен к мировым стандартам правовой охраны промышленной собственности. Опираясь на новое российское патентное право, фармацевтический производитель может получить патент как на продукт (химическое вещество), так и на способ его производства. Регулирование патентной сферы стимулирует изобретательство и неценовую конкуренцию. Участие государства в производстве и реализации фармацевтической продукции за счет поддержания определенных долей государственной собственности. Необходимость в присутствии на фармацевтическом рынке государственных структур диктуется наличием особых групп товаров, например таких, которые требуют усиленных мер по контролю за производством и использованием (наркотические средства и психотропные вещества), некоммерческих (скоропортящиеся — сыворотки, вакцины, малодоходные препараты), стратегических (жизненно необходимые товары). Социальная защита потребителей при помощи законодательно закрепленных прав потребителей; формирования групп населения, имеющих льготы при получении лекарственной помощи; ограничений на проведение рекламы рецептурных ЛC; установления в законодательном порядке ответственности государства за обеспечение населения отдельными группами ЛС (инсулины, противоопухолевые, противотуберкулезные средства и др.). Антимонопольная политика изложена в антимонопольном законодательстве Российской Федерации и включает статьи Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет: организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; средства и методы контроля и ограничения существующих естественных и государственных монополий; условия квалификации доминирующего положения на рынке и соответствующие санкции (принудительное разделение или выделение структурных подразделений); порядок контроля за слияниями и поглощениями предприятий, а также за ходом приватизации; условия прямого контроля над ценами и заработной платой в экстренных случаях); системы поощрения создания и функционирования конкурирующих производств и предприятий; квотирование и лицензирование определенных видов деятель- -гости; меры по стимулированию малого бизнеса; ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Государственное регулирование в сфере обращения JIC заключается: в государственной регистрации JIC; лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения ЛC; аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения JIC; государственном контроле производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности JIC; государственном регулировании цен на ЛC.
|