Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Амвросий митрополит.
Почему митрополит Амвросий и допущен был священнодействовать в Белокриницком монастыре по долгу освященнаго епископа, где и ожидать ему до последования настоящаго утвержения о принятии его в австрийское подданство. Между тем австрийский император сделал о митрополите Амвросии к цареградскому патриарху справку чрез своего консула. Патриарх, не знав еще, что митрополит Амвросий поступил к староверцам, полагая, что он хощет быть в австрийском подданстве при митрополии Карловицкой, единоверной с церковию греческой, скоро дал ответ австрийскому императору чрез консульство в действительности грамот и о безпорочности митрополита Амвросия, и что он освобожден от правления своей митрополии не за погрешности, но по ненависти турок. По получении от цареградскаго патриарха сведения австрийский император немедленно утвердил принятие в австрийское подданство, и последовавшею утвердительною от 7 июля 1847 года под № 16130 грамотою признан был первосвятителем староверческаго Белокриницкаго монастыря, ни от каких духовных лиц прочих религий отнюд не зависимым. Митрополит Амвросий, вследствие поданнаго австрийскому императору прошения, получил от Его Величества милостивое разрешение и возвратился чрез Львов, и 12 октября 1846 года прибыл в Белокриницкий монастырь, где встречен был от всех иночествующих братий и многочисленнаго христианскаго народа с подобающею честию и неизглаголанною радостию. И немедленно послано было в Молдавию к ясским христианам, и в соседственные российские города, и прочие христианские общества извещение о прибытии митрополита Амвросия в Белокриницкий монастырь, дабы оные христиане сходились на собор в Белую Криницу для общаго разсуждения о принятии реченнаго митрополита в православную веру. И в скором времени прииде из молдавскаго Мануиловскаго монастыря игумен Иоиль с братией и со старцы Мануиловскаго скита и с прочими депутатами из Ясс, такожде и из прочих мест безчисленнии людие, иноцы и мирстии, снидошася. Собор сей бысть в Белокриницком монастыре28 октября 7354 года, в день недельный пополудни, следующим образом. В храме Покрова Пресвятыя Богородицы после всенощнаго бдения и святыя литургии, на амвоне поставлену украшенному аналою, на нем же положену святому Евангелию с предстоящею возжженною свещею. По обою страну амвона вдоль церкви для заседания присутствующих поставлены стулья, а посреди на другом, аналое положена была Кормчая и другия многия божественнаго писания книги; сим же тако устроенном, по трикратном ударении в колокол собравшиеся людие за священноиноком Иеронимом и настоятелем иноком Геронтием с благоговением взошли в церковь и по обычном начале сели на приготовленных местах; по одной стороне в начале сел настоятель инок Геронтий со всеми своими соборными старцами и прочих скитов иноками, а по другой стороне сел священноинок Иероним, за ним уставщик белокриницкия церкви Киприян Тимофеев, потом депутаты от Молдавии - ясские купцы Никифор Панкратьев, Иаков Иванов Железников и Логгин Андреев, далее - депутаты от своих слобод: белокриницкие, климоуцкие, соколинские, михидрские и прочие христиане, собравшиеся из окрестных слобод, в безчисленном множестве предстояще со угнетением, наполнили всю церковь и притвор, даже невместительно. Бывшу же молчанию, абие востав настоятель инок Геронтий и сотвори молитву Исусову, возгласи во услышание всем, указуя на святое Евангелие, глаголя сице: " Отцы святии и братия, и вси православнии христиане, видите святое Евангелие, вонмите, яко Сам Христос, Праведный Судия, посреде нас присутствует, то убо должны мы разсуждать и строить предстоящее дело без всякаго лицемерия, согласно святых отец писанию и воли Божией, а именно: приступающаго ныне в наше древлеистинное православие, от внешней греческой религии, господина высокопреосвященнаго митрополита Амвросия, каким образом и которым чином принятие быти долженствует? " Вси сущие на соборе отвещаша, тако глаголюще: " Потребно убо есть всеопасне разсмотрети святых вселенских и поместных соборов и особь бывших святых отец правила и святоотеческия события и примеры, еще в первенствующей восточной Церкви бывшия, иже к сему предмету относящияся. Притом же наипаче должно есть видети и о самом крещении господина митрополита Амвросия, по обычаю принимаемых от великороссийския церкви священников, яко да по силе гласящаго святейшаго патриарха Филарета соборнаго изложения, о сем подробное испытание сотворится, и не сомнительным удостоверением обычай действия трехпогружательнаго в греческой церкви крещения соборне засвидетельствуется. Сия слышав, настоятель, инок Геронтий, вызвал из среды посылаемых в Палестину иноков Павла и Алимпия, яко да засвидетельствуют о действующемся убо есть всеопасне разсмотрети святых вселенских и поместных соборов и особь бывших святых отец правила и святоотеческия события и примеры, еще в первенствующей восточной Церкви бывшия, иже к сему предмету относящияся. Притом же наипаче должно есть видети и о самом крещении господина митрополита Амвросия, по обычаю принимаемых от великороссийския церкви священников, яко да по силе гласящаго святейшаго патриарха Филарета соборнаго изложения, о сем подробное испытание сотворится, и не сомнительным удостоверением обычай действия трехпогружательнаго в греческой церкви крещения соборне засвидетельствуется. Сия слышав, настоятель, инок Геронтий, вызвал из среды посылаемых в Палестину иноков Павла и Алимпия, яко да засвидетельствуют о действующемся обычаи трехпогружательнаго крещения в греческой патриархии, где находился митрополит Амвросий. Иноки пред лицем всего собора ответствовали о действительности трехпогружательнаго крещения в восточной греческой церкви: " Мы очевидным наследованием быв уверены, о чем даже и прежде сего, в бытность нашу во Иеросалиме, во Египте и в Царьграде, письменно извещали, что греки восточнаго исповедания, в коем находился и господин митрополит Амвросий, повсюду действуют крещение в три погружения. И когда по предложению нашему его высокопреосвященству поступить в нашу староверческую религию и по святоотеческим правилам учинить церковное присоединение, быть первосвятителем Белокриницкаго монастыря и всех христианских обществ, на что изъявив ревностное желание и усердие, и на предлог о трехпогружательном крещении его преосвященства он, господин митрополит Амвросий, по долгу присяги, с целованием святаго образа и своеручнаго подписания в данном нами условии, нас заверил, яко о себе известно уверен, что крещен в три погружения. А именно потому уверен, что отец его, от котораго он рожден, был всеревностный священник и всеобщий хранитель всего того, что изображено в печатных их потребниках. А наипаче сие важное дело, когда в потребнике напечатано крестить в три погружения, как то самое слово показует - ваптизмо (греч. - погружение), то отнюдь не можно и помыслить, чтобы он сам, то есть отец его, ему учинил крещение по еретическому латинскому обычаю. Еще же и сие митрополит Амвросий сам помнит твердо, будучи еще он во училище, бывший в Еносе архиерей, хотящих происходить в попы, на экзаменации каждаго испытывал о знании восточной греческой церкви закона, и поучал оных, дабы могли различать греческую веру от латинской, особенно же в крещении младенец. Также и прочие еносские последующие архиереи, как ему известно, тем же порядком поступали. А потому и сам он во все время своего священства тако действовал, всюду и прочих тоже творящих видел. А к тому еще и мы очевидные свидетели, что в Царьграде, в Сирии и Иеросалиме видели трехпогружательное крещение и по многим распросам ни от единаго человека не слыхали, не только чтобы в нынешнее время греки обливанием крестили, но ниже помнит кто, чтобы когда в крещении у них обливали, исключая только тех грекосириан и славян, уклонившихся во униятство с католиками. Однако даже и самые католики, в восточных странах живущие, подражая восточным, в крещении погружают. О чем во Александрийской патриархии, то есть в Египте, издавна тамо находящиеся единоверные наши иноки Богом о том заверили, что и в письме к настоятелю Славскаго скита иноку Макарию с братиею, между прочим, и о трехпогружательном крещении упомянули. Сия же слышавше вси, иже на соборе присутствовавшие, присудиша, дабы и сам митрополит Амвросий лично засвидетельствовал о действительности трехпогружательнаго крещения, учиненнаго его высокопреосвященству. Егда же сие желание собора предъявлено было митрополиту Амвросию, тогда он, тщательно пришед в собор, и пред всеми лично, подобно вышереченным послам, чрез переводчика с великим удостоверением изъяснялся, что он действительно крещен в три погружения по неизменно содержащемуся обычаю во всей восточной греческой церкви, кроме католиков, которые аще и обливают в крещении, но от греческой церкви проклинаеми суть, ибо от них приходящих она совершенно перекрещивает. И к тому еще для несомнительнаго удостоверения представил на разсмотрение привезенныя им из Царь-града печатныя на греческом языке книги, а именно Кормчую, яже по-гречески называется " Пидалион", которая напечатана 1800 года, Симеона Фессалонитскаго, иже напечатана 1791 года, и потребник греческий, по которому он священнодействовал. И за сим его преосвященство благочинно удалился из собора. Тогда немедленно приступили ко изследованию вышереченных греческих книг чрез искусных переводчиков, которые, всеопасно и тщательно разсматривая, находили то же самое подтвержение о крещении во всем согласно реченных послов и самого господина митрополита Амвросия личному устному уверению. В сих книгах ясно свидетельствуется трепогружательное крещение, а обливательное, как латинское и еретическое, весьма воспрещается. По таковом личном вышеупомянутых послов удостоверении и самого митрополита Амвросия засвидетельствовании, и изследовании греческих книг, где о трехпогружательном крещении в восточной церкви несомненно подтверждается, вси сущий на соборе были уверены, яко упоминаемый митрополит Амвросий действительно крещен есть в три погружения, просили настоятеля инока Геронтия, дабы по преждереченному его предложению приступить к надлежащему разсмотрению и разсуждению соборных правил и святоотеческих событий, яко да сим общим советом определено будет приходящему митрополиту законное чиноприятие. Тогда настоятель повелел иноку Павлу вычитать пред собором вкратце составленное описание о разных еретических верах, святыми соборами осужденных, и от которых действуемое крещение и хиротония достойны суть ко приятию в православную Церковь без повторения. За сим тому же подобное сличение о великороссийской и греческой церкви, с кратким означением нововнесенных догматов, следующее: Нынешние великороссияне, малороссияне и украинцы вселенскими соборами не осуждены, а потому определение чина принятия должно быть по степени сравнения с прочими осужденными еретиками, сообразно соборным правилам, то есть, хотя все они, великороссияне и малороссияне, и украинцы в нераздельном мире состоят, даже и архиереи меняются епархиями по церковному союзу, но принятие обращающихся от них должно быть разно, как и на самом деле есть. Понеже и святейший Филарет Московский от унии из Польши приходящих разделил в принятии многим различием, взирая не на согласие их совокупное, но на разное действие тайн, совершаемых ими. Великороссияне, малороссияне и украинцы во Святую Троицу и во Христа Спасителя веруют православно, но имя Исусово, пишемое с единою итою, похабно и зловредно опорочили, якобы оно не изображает Спасителя, но" инаго некоего равноухаго Исуса1". Великороссияне и малороссияне, и украинцы все седмь вселенских и девять поместных православные соборы приемлют. Бывшие же древлероссийские православные соборы в Москве, при митрополите Макарии и при патриархе Филарете, отвергают.Не последующих же но во выдуманным уставам и преданиям никоновым проклинаютКрещение великороссияне совершают хотя и в три погружения, но и обливательное за равно приемлют и даже хотя бы какой-нибудь только вид омовения был, как явствует в книге о поливательном крещении, изданной от всероссийскаго синода 1724 года, а потому малороссияне и украинцы крещение и доднесь обливанием действуют всеобдержно. В великороссийской церкви сень Креста всюду предпочитается паче истиннаго Креста Христова3. Тремя персты знаменуются и херосложением благословляют. От великороссийской церкви, после никоновых нововведений, по соборному установлению отцев, иже на Керженце и на Ветке, узаконоположено приходящих от оной великороссийской церкви, как священных, так и простых, принимать вторым чином под миропомазание, как и действуется во всех обществах нашей православной Церкви и по настоящее ныне время без всякаго изменения. Последовательно же сему установленному чиноприятию и присоединившийся в нашу православную веру епископ Епифаний, хиротонисанный ясским митрополитом, был принят на Ветке, в Покровском монастыре, тоже вторым чином, который по надлежащем чиноприятии и миропомазании так, как и прочие принимаемые от великороссийской церкви, на основании осьмаго правила Перваго Вселенскаго собора священнослужители, пребывающий в прежнем звании и действии, оставался в том же епископском сан5 Нынешние греки тоже вселенскими соборами не осуждены, а потому и они также подлежат чиноприятию по сравнению погрешности их, смотря на самое их действие, а не на согласие, что они мируют с Россиею и с митрополиями, иже у нас в Австрии (Львовскою и другими прежде бывшими малороссийскими епархиями) и в Сербии имеющими крещение смешанное и другия некото-рыя погрешности, коих греческая церковь не имеет. Греки в догмате веры о Самом Божестве никакой погрешности не имеют, что есть главный пункт православия. Все седмь вселенские и девять поместные православные соборы приемлют, но приемлют еще и новомосковский неправославный собор о новых преданиях церковных6 Однако сопротивно российскому синоду крещение трехпогружательное, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, всеобдержно действуют, а обливательное латинскою схизмою порицают. А если к патриарху в том обличен будет поп, то абие от парохии7 и от службы отлучается. В греческой церкви богослужение неправославное, перстосложение на благословение и моление, и все прочее точно то самое, какое ныне в великороссийской церкви содержится. Он греческой церкви, со времен согласования оной Никону в нововведениях, принимаемаго священства в нашу православную Церковь еще не было, не за сомнение новшеств, в греческой церкви существующих, какие и в великороссийской церкви содержатся, но по причине неспособности греческаго священства, сущих другаго языка, для нашего русскаго народа. А притом же ко приятию греческих попов и нужды не предвиделось, поелику во всех наших обществах существовали принимаемые русские священники, поставления церкви великороссийской, более способные для отправления богослужения и священнодействия, совершаемаго повсюду в наших обществах на славянском языке.Но что касается до греческих архиереев, за различие словесности между нами и греками, так как и в разсуждении греческих священников, то можно видеть ясный пример в древлеправославной российской Церкви, яко во оной от лет равноапостольнаго князя Владимира до Никона патриарха почти безпрерывно существовали греческие епископы и митрополиты в разных российских епархиях, священников же из Греции и тогда весьма мало в России находилось. А потому и о приходящем ныне митрополите, сущем греке другаго языка, не должно иметь смущения. Итак, предварительно представляем мы сие краткое соображение на раз-смотрение всякому православному нашему обществу: как поступить в принятии ныне приступаюшаго в нашу православную веру от греческой церкви господина митрополита Амвросия, яко да общему всех христиан разсуждению определено будет ему, митрополиту, законное чиноприятие. О чем вседушно просим благаго о Христе совета, понеже спасение во многом совете бывает". Той же инок Павел в заключение прибавил следующее: О содержащихся ныне в греческой и великороссийской церкви новопреданиях, хотя и не было такого осуждения ересем и ограничения чиноприятия, каковое было на вселенских и поместных соборах о вышеупомянутых еретиках, однако видно из соборных деяний, учиненных значительными соборами керженских и ветковских отцев, где, по разсмотрении святоотеческих правил и событий и по соображении нововводств в церкви великороссийской с древними неправомудрствующими еретиками, установлено принимать приходящих от великороссийской церкви священников и простых людей вторым чином, как и действовали даже и до днесь во всех наших христианских обществах неизменно. Итак, если мы, принимая от великорусской церкви священников, не сомневались в том, что оная церковь приемлет и обливательное крещение за истинное, не приемлющих же оное за равносильное с трехпогружательным сумасбродами, атеистами и прямыми безбожниками нарицает, что явствует из книги, напечатанной от всероссийскаго синода в 1724 году под названием: " Оправдание о поливательном крещении" 8. И всему свету известно есть, что она целыя епархии имеет в Малороссии и на Украине, где всеобдержно в крещении обливают, архиереев меняют из одной епархии в другую без всякаго различия. О чем даже праведно бы и усумниться, если бы святейший Филарет, патриарх Московский, не означил в Соборном изложении ясным словом9что приходящаго в православие от таких стран, где разнообразно крещение действуется, но при прилежном распросе сам о себе скажет, что он есть трехпогружательнаго крещения, таковаго вновь крестить не подобает, хотя бы и свидетелей о том не было. А когда при освященном лице прежнее крещение остается, то по силе гласящих правил и хиротония не повторяется. То кольми паче о принятии ныне от греков приходящаго митрополита за крещение никаковаго сомнения быть не должно, потому что греческая церковь в главном догмате веры состоит весьма справедливее великороссийской. Яко оная, то есть греческая, церковь обливанием действуемое крещение латинскою схизмою порицает, а священников за то от прихода отрешает и от службы отлучает, от западной же церкви приходящих без разсуждения покрещевает трехпогружательным крещением. Итак, теперь, поступая к нам, митрополит Амвросий желает во всем последовать древлеотеческим преданиям и в присоединении к нашей православной Церкви какому подлежит чину? Третьему ли, наравне с несторианами, евтихианами, северианами, единовольниками и иконоборцами, как учинено было преподобными Савою и Феодосием в принятии патриарха Иоанна и преподобным Максимом Исповедником убежден наго Пирра патриарха, принятаго соборне Церковию, и самим Максимом, приявшим епископа Феодосия, Тарасием и Мефодием, приявшими иконоборцев? Или второму, наравне с наватианами и арианами, так, как и от великороссийской церкви принимаем священников, якоже и епископ Епифаний на Ветке был принят, сие дело, то есть принятие митрополита Амвросия, учиним? Просим безпристрастно разсудить и как пред Богом свое мнение открыть, как вас Бог вразумит, дабы после времени не дать места между нас поселиться вражде (от чего Боже сохрани) в радость диаволу; а если ныне умолчите, а после противное возглаголите, в том судит вам Бог. И по таковом инока Павла изречении, абие предъявлено было деяние Задунайскаго собора, которое списал и доставил в Белокриницкий монастырь в соборе бывший инок Ануфрий, которое и прочтено было во услышание всем, следующаго содержания: Собравшихся в Задунайском скиту 23 июня 1846 года изо всех задунайских староверческих обществ, а именно Серяковой, Славы, Журиловки и прочих всех отец и братий, в силу представленнаго от доверенных Белокриницкаго монастыря соображения правил, со испрошением на то безпристрастнаго разсуждения, предложено мнение со стороны собора сице: яко разсмотряя все святыя церковныя правила касательно принятия ныне греческаго митрополита Амвросия, признали правильно, дабы сделать принятие третьим чином, в согласность 95 правила Шестаго Вселенскаго собора, и 69 и 70 правил поместнаго Карфагенскаго собора. Притом еще явствует и от жития святаго Савы О священнаго и преподобнаго Максима Исповедника, яко Савва Освященныи принял от ереси севериан патриарха Иоанна, и святый Максим Исповедник убедил Пирра патриарха, который принят был Церковию от ереси единовольников и сам принял епископа Феодосия. И на Седьмом Вселенском соборе, при патриархе Тарасии, многие епископы от иконоборства прияты третьим чином. И после Седьмаго Собора патриарх Мефодий по втором иконоборстве восстановил православие тоже одним только проклятием ересей. Но даже и в самой России был подобный тому случай, как явствует в Макарьевской Минеи-Четии, месяца августа, на листе 46, яко Исидор, митрополит Московский, присоединившийся к папе римскому на нечестивом Флоренском соборищи, поставил по латинскому обряду Даниила епископа на Владимирскую и Берестинскую епархию, а когда Даниил отступил от Исидора, то принят был Ионою, митрополитом Киевским, третьим чином, который и позволил ему Даниилу епископу служить и хиротонисать, яко истинному святителю10. Еще в то время и нужды во священстве не предвиделось, но у нас теперь настоит необходимая нужда в священстве. Таковыя ради благословныя вины, еще же и за уважение столь высокаго лица, надлежит принять и сего митрополита третьим чином. Всеобдержное же принятие от великороссийския церкви приходящих священных и простых, как было у нас доныне, вторым чином, так навсегда да останется в своей силе". Наконец настоятель Макарий предложил собору свое мнение, чтобы, ради некоторых не весьма сведущих в Писании и не имеющих довольнаго разсуждения, утверждающихся же в принятии священников, всеобдержно принимамых на основании 8-го правила Перваго Вселенскаго собора вторым чином, потому и ныне приступающаго в наше правоверие греческаго митрополита долженствует принять тоже вторым чином. На каковое мнение реченнаго настоятеля и все соборные старцы, согласившись, положились. По выслушании же деяния Славскаго собора, молдавскаго Мануиловскаго монастыря игумен Иоиль, посоветовав с братиями, и старцы, и с ясскими депутатами, сказал пред всем собором, яко и мы согласуемся мнению Славскаго скита настоятеля, на коем положися и весь собор Задунайский, дабы приступающаго ныне в нашу православную веру митрополита Амвросия принять вторым чином. Подобно сему подтвердил и Белокриницкаго монастыря священноинок Иероним от лица монастырских старцев и белокриницких депутатов, яко соборному нашему суждению о принятии приходящаго ныне в православие греческаго митрополита Амвросия воистину надлежит согласовать с прежним всеобдержным чиноприятием приходящих от великороссийской церкви священников; и иже принятаго на Ветке епископа Епифания, посредством втораго чина, то есть под миропомазание, как и в деянии Задунайскаго собора учиненном, по общему согласию славских и прочих отцов предположено. Настоятель же инок Геронтий, в подтверждение вышесказаннаго предпомянутых лиц определения, повелел вычитать в книге Кормчей Перваго Вселенскаго собора осьмое правило и выписку из соборных правил Никифора, патриарха цареградскаго, взятую из греческой книги, которая хранится в Москве, на Печатном дворе, яже суть Кормчая, лист 35, в толковании предозначеннаго правила изложено сице: " От приходящих еретик ко святей Божией соборней и апостольстей Церкви, ови убо крещаеми бывают совершенно, друзии же, иже токмо миром помазуются, инии же токмо проклинают своя и иныя ереси вся. Сии же глаголемии чистии, прельщени бывше в таковую ересь от Навата презвитера римския церкве, от него же и чистии наречени быша... понеже не приемлют покаяния обращающихся от грех, и второе женитися возбраняют, двоеженца же отнюд не приемлют на общение. И таковии, аще приступят ко святей соборней и апостольстей Церкви, и исповедят двоеженца приимати на общение и не хулити втораго брака, и согрешающим и кающимся прощати грехи, и просто рещи, всем церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше и иныя вся, прияти да будут, и токмо святым миром помажутся. Аще же неции от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают". Никифора, патриарха цареградскаго, в предпомянутой книге, в чине приятия от еретик явствует сице: " Сии вси втораго чина еретики, второе не покрещеваются, но точию прокленше ереси, помазуются святым миром и тако приемлются. Аще же от них суть хиротонисаннии, во своем чину да пребывают". По прочтении сих правил все присутствовавшие на соборе единогласно подтвердили, еже приступающему в присоединение к древлеправославной Церкви греческому митрополиту Амвросию учинить принятие вторым чином, посредством святаго миропомазания. За сим [был дан ответ] на вопрос некоторых от сущих на соборе, аки недоумеющихся от преждереченных святаго Савы Освященнаго и преподобнаго Максима Исповедника событий: " Может ли священник принять епископа, когда по церковному узаконению меньший от большаго благословляется? " На что по всесоборном разсуждении, по изыскании надлежащих свидетельств, ответ положен следующий: " Аще меньший от большаго и благословляется безпрекословно по церковному узаконению, но по тому же самому узаконению и меньший большаго связует и разрешает. Сиречь, егда самим святейшим патриархам духовнии отцы, точию суще священники, епитимий налагают и прощают, власть имеют вязати и решати. Разньство бо епископа от иерея токмо суть строения ради чинов, как свидетельствует святая Церковь в книге Кормчей, во главе 36, на листе 283, на обороте, в красных строках сице: " Токмо яко не поставляет иерей от епископа разньствует, священство же совершенно имать." Подобие и святый Иоанн Златоуст в " Книге о священстве", на листе247, глаголет сице: " Яко не много есть посредство между епископы и презвитеры, ибо и презвитери учительства сан и настоятельство церковное на ся прияли суть. Постановлением бо на степени над тех они вышши суть, и сим токмо видятся от презвитерей больше имети". Сице и в " Беседах апостольских", на Послание к Тимофею, на стр.2451, подтверждается; такожде и в " Книге о правой вере", на листе 182, засвидетельствуется. Да и по другому разсуждению, если бы святая Церковь, ид еже не сущу епископу, не уполномочивала иереев в принятии священных лиц, от ереси приходящих, равномощным исправлением и поданием благодати Святаго Духа на священнодействие, то всяко в соборных правилах и номоканонах непременно ограничила бы разделением, дабы принимать от ереси простых людей иерею хиротонисанных архиерею, но сего разделения нигде в святом Писании не видится, даже и не слышится, кроме всеобдержнаго изречения: " приимати архиерею или иерею зри в Большом Потребнике в чине принятия от ереси приходящих. И паки " в Кормчей Лаодикийскаго собора правило 7-8гласит сице: " Приходяй к Соборней Церкви, веру исповесть пред епископом или презвитером". О чем и преподобный Никон Черныя Горы, в книге своей, в слове 63, на листе 563 подтверждает тако: " Яко темже чином епископское приятие, и не к тому может Церковь правило некое излагати епископскаго ради принятия". Итак, благоявленно есть, яко всяк православный священник, аще чины строити, сиречь, хиротонисати не может, понеже не имеет совершительной благодати, какова дана суть епископам, обаче священнодействовати и совершати таинства равну силу и благодать имать, якову же имут и епископы, архиепископы, митрополиты и даже самые патриархи, якоже явствует в Большом Потребнике на листу 318. Но как приходящих от ереси священным лицам не требуется та совершительная, то есть сановоздательная, благодать, а точию утвердительная, сиречь, печать дара Святаго Духа, то оную как иерею, так и архиерею, приходящим от внешней религии, сущим трехпогружательнаго крещения, православный священник без всякаго сомнения подать может, как свидетельствует святейший архиепископ Тимофей Александрийский в Кормчей, на листе 606: " Яко и возложением руку презвитерску и молитвою весть приходити Дух Святый, якоже свидетельствуют Деяния святых апостол". Все сии вышепоказанныя свидетельства, еже о чиноприятии священных лиц в православную веру приходящих, как от архиерея, так и от иерея равносильно бываемом, вычитаны были во у слышание всем, и по надлежащем разсуждении и соображении с настоящим делом обще приговорили, дабы пречестному отцу священноиноку Иерониму приступить к чиноприятию митрополита Амвросия посредством святаго миропомазания, то есть вторым чином, и действовать точно так, как действовали в принятии приходящих от великороссийския церкви священников и предупомянутаго епископа Епифания. И наконец, священноинок Иероним предложил собору, дабы сотворить всенощное бдение святителю Николе чудотворцу, яко да ходатайством Христова угодника всемогущий промысл Божий споспешествует к совершению столь великаго дела. На что вси с радостию соизволившия и воставше с мест своих и положивше пред святым Евангелием обычный начал, с миром разыдошася. На утрии в понедельник, после всенощнаго бдения, настоятель инок Геронтий с некоторыми иноками взошел в келию к митрополиту и по обычнем поклонении благоговейно предложили определение собора, дабы его высокопреосвященство в настоящий той день соблаговолил присоединиться ко святой древлеправославной Церкви посредством втораго чина, то есть под миропомазание. Митрополит же Амвросий, обратився к настоятелю веселым лицем и со восхитительною радостию, изъявил свое согласие ко определенному соборне чиноприятию и немедленно повелел начинать часы к божественной литургии. Сам же, облачившись во святительскую мантию и в достодолжном сопровождении, вниде во святую церковь и сотвори обычный начал, уже пребывая с 12 октября по 27 в Белокриницком монастыре и к обычаю несколько приспособившись. И отдав поклонение народу, облачился во вся святительская одеяния и возшел на амвон, где приготовлены были два налоя: на первом для митрополита положен написанный " Чин проклятия ересей", переведенный греческими литерами на русский выговор (точно так, как изображен для принятия от великороссийския церкви приходящих; таким же образом переведена была для митрополита и исповедь, и еще чин божественныя литургии Василия Великаго и Иоанна Златоуста, и " Чиновник" для поставления священнослужителей). На другом же налое положен был Потребник, при котором находился священноинок Иероним во всем священническом облачении. Митрополит же, стоя против царских дверей, начал велегласно русским языком проклинать все ереси, поелику он имел некоторую способность к произношению славянской речи, потому что босанское наречие есть самое сербское наречие, которое почти во всех существенных словах согласуется с русскими словами. По проклятии же ересей помазан был святым миром и потом вниде во святый олтарь, где и исповедовался пред священноиноком Иеронимом по чину. По окончании же исповеди священноинок отворил царския двери и, вшед на амвон, возгласил к народу пристойное поздравление, объявив достоинство митрополита. Тогда митрополит Амвросий, по обычаю святительскому прием в руки трикирий и дикирий (трисвещие и двусвещие) и выступив из царских дверей, благословлял народ прямо на церковь и по сторонам, певцы же пели: " Исполла эти деспота". Посем священноинок Иероним, взем благословение от святителя, начал святую литургию, и совершалось чинослужение по уставу. По окончании божественныя службы прочтено было на амвоне о достоинстве его высокопреосвященства господина митрополита Амвросия свидетельство от приимателя его и духовнаго отца священноинока Иеронима следующаго содержания: В надежде божественнаго обетования и посещения Господня, по глаголу Господа нашего Исуса Христа, рекшаго, не оставлю вас сирых, и прочая, жительствую я, нижеподписанный священноинок Иероним, при обществе богоспасаемаго места Белой Криницы, свидетельствую вам: увидев с восхитительною и величайшею радостию исполнение долговременнаго общественнаго желания и сладких плодов долговременнаго труда преподобных монастырских братий, для будущаго и вечнаго спокойствия древлеправославных церквей и обществ христианских, то есть приведение к нам в Белокриницу его высокопреосвященства господина митрополита Амвросия к принятию паствы осиротевшей нашей Церкви, и к воздвижению славы оной, и собранию разсеявшихся ее чад, и к упасению душ их во славу Божию. И как к торжественному приятию его высокопреосвященства во особо назначенный сей день собрались все общества окружных мест во святую Белокриницкую обитель, в храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, где по всесогласному определению собора, по правилам святых апостол и богоносных отец и присоединен был к нашей древлеправославной Церкви вторым чином. И когда я приступил ко исповеди его высокопреосвященства во святом алтаре пред престолом Божиим, испытывая тщательно всю глубину сердца его, представил ему великую важность высокаго его сана и о пастве неотложную его должность, даже и самую будущую смерть, муку грешным и воздаяние праведным, то его высокопреосвященство с сокрушенным сердцем и в страсе Божий, истинно исповедал всю сущность православныя христианския веры, и что он действительно крещен в три погружения. И так я с душевною радостию в сей час, с восхищением провозглашаю о достоинстве его высокопреосвященства пред целым в церкви Собором и поздравляю все благочестивое собрание с его высокопреосвященством, с давно желанным богодарованным нашим архипастырем, о чем свидетельствую пред Богом и в том своеручно подписуюсь. Белокриницкаго монастыря священноинок Иероним, октября 29 дня, 7354 года (по современному летосчислению 1846 год). По выслушании же сего о достоинстве митрополита Амвросия свидетельства вси правовернии христианстии людие прославляли премудрое и неизреченное Божие милосердие и из глубины душевныя возсылали Господу Богу благодарение, явившему людем Своим, Новому Израилю, милость Свою по премногу. И всеобщим собором с подобающею честию и песнопением проводили митрополита до келий его, он же пред дверьми входа благословив сопровождающий его народ и отпусти с миром. И тако вси бывший на соборе иноцы и мирстии люди, благодаряще Бога с неизглаголанною радостию и веселием духовным, во своя места отхождаху. К сему же да будет убо ведомо и о священноиноке Иерониме, откуду бе родом и како рукоположен во священство, и где принят в православную веру. Иероним родом бе московский купец и в Воскресенском монастыре, именуемом Новый Иерусалим, пострижеся во иночество, и потом произведен по степеням во священноинока московским митрополитом Филаретом11. И некогда архимандрит града Одессы, быв в Новом Иерусалиме и познакомившись с Иеронимом, приглашал его в свой монастырь во Одессу. Почему Иероним, испросив у митрополита позволение, отправился со оным архимандритом. И по прибытии в монастырь познакомился Иероним с живущими христианами в городе Одессе, и часто со оными беседуя, прииде в познание истинныя христианския веры, которые и просили его поступить в их общество для исправления священнодейства, на что весьма охотно Иероним согласился, но только пожелал быть за границею; и так, по желанию его, отправлен был в Австрию, в Белокриницкий монастырь, и оттуду для принятия от ереси отправили его в Москву, где в 1842 году принят был надлежащим чином священноиноком Иларием. И потом возвратився в Белокриницкий монастырь, священнодействовал до кончины своея. Приниматель же его, священноинок Иларий, принят был от ереси в Никольском монастыре на Иргизе в 1818 году, и мало пожив в том монастыре, отправлен был в Екатеринбург и тамо в скитах проживал тайно. Бывшу же от правительства о нем разысканию, уехал на Керженец, где прожив несколько времени, отправился в Москву и проживал там тайно до кончины своея и в 1848 году преставися. И чрез три года тело его было перенесено на другое место, не предавшееся еще тлению. Господин же митрополит Амвросий с того числа, то есть октября 29 дня, приняв должность белокриницкаго верховнаго архипастыря, немедленно приступил к совершению священнодействия и богослужения и с полною святительскою властию торжественно отправлял божественную литургию и хиротонисал во священные чины церковнослужителей. По усмотрению его начатся поставление с игумена того монастыря, инока Геронтия, который 6-го ноября 1846 года поставлен был во иеродиакона, 13-го того же ноября рукоположен во священноинока, а 6 декабря произведен во архимандрита; 2) Евфросин 13 ноября поставлен во иеродиакона, а 24-го того же ноября рукоположен во священноинока; 3) Арсений 24 ноября поставлен во иеродиакона; 4) Иоасаф 6-го декабря поставлен во иеродиакона в Молдавию, а10-го того же декабря рукоположен во священои-нока; 5) Кирил 10 декабря поставлен во иеродиакона. 25-го того же месяца рукоположен во священноинока, а в 6-й день месяца генваря 1847 года, при многочисленном собрании христианскаго народа, торжественно хиротонисан во епископа наместника11; 6) Захарий 25 декабря 1846 года поставлен во диакона в Климоуцы, а 18-го генваря 1847 года рукоположен во священноиерея; 7) Никифор 2 февраля поставлен во диакона в Яссы, а 25-го марта рукоположен во священноиерея; 8) Аркадий 15августа поставлен во иеродиакона, 17-го августа рукоположен во священноинока, а24-го того же августа, в присутствии наместника епископа Кирила и всего Освященнаго собора, Хиротонисан во епископа славскаго; 9) Иаков 17-го августа поставлен во иеродиакона за Дунай, в Славский скит; 10) Ануфрий 1-го октября поставлен во иеродиакона. (...). Ненавистник же человеческаго спасения, иже на Церковь Христову присно ратующий, и зде убо утверженное на основании краеугольнаго камени, божественное здание поколебати и низринути покушается, подвизая дышущих враждебною ненавистию, ко истреблению православныя христианския веры неудержанно стремящихся, еже низложити истиннаго святыя Церкви архипастыря (...) которые, как непримиримые враги истины, с презельною яростию возстали на возстановленную во святой Церкви священную иерархию. Патриарх цареградский, узнав о митрополите Амвросии, что он поступил к староверцам и пребывает в Буковине, в монастыре Белокриницком, предписал Карловецкому митрополиту, единоверну сущу с церковию греческою и под властию константинопольскаго престола состоящему, дабы убедил митрополита Амвросия паки обратиться в греческую религию и поступить в прежнее достоинство в Греции в сущем его сане. Митрополит карловецкий, получив означенное от цареградскаго патриарха предписание, немедленно отправил своих послов в Белокриницу, которые, прибыв к митрополиту Амвросию, объявили ему патриаршее предписание и убеждали его сотворить волю патриарха. Но митрополит Амвросий, несмотря ни на какие увещания и убеждения, решился ответствовать, что он единожды отверг греческую веру и не желает во оную паки обратиться, но при помощи Божией пребывать в истинном древлеправославном отеческом благочестии даже до конца своей жизни. Патриарх же, не видя по первому предписанию успешности в убеждении митрополита Амвросия, вторично писал о том карловецкому митрополиту, почему и отправлены были в другой раз к митрополиту Амвросию послы, но в предприятии своем также не имели ни малейшаго успеха. Между тем высокопреосвященнейший митрополит Амвросий, занимаясь обыкновенными по должности своей делами, простирался к дальнейшему устроению благочиния и украшения церковнаго. Почему онаго Белокриницкаго монастыря архимандрит Геронтий отправлен был в Россию для покупки церковной утвари и других священных вещей и облачения для церковнослужителей, новопоставляем ых в сан священнический. (...) Во время пребывания своего в России он был замечен от правительства и строжайше преследован и, наконец, на обратном пути взят был и удержан в темничном заключении, и потом представлен к допросу о местопребывании его в Австрии и звании, его сане, рукоположении и о причине путешествия его в Россию. Архимандрит Геронтий объяснялся во всем подробно, как о причине путешествия своего, что он послан в Россию от монастыря для покупки нужных вещей, так и о сане своем и даже о самом рукоположении, учиненном господином митрополитом Амвросием. Российское правительство, удержав его в заключении за строжайшим присмотром на дальнейшее время, возыимело случай ко оклеветанию господина митрополита Амвросия к австрийскому императору, и немедленно послано было от императорскаго русскаго двора в Вену сообщение, наполненное жалобами на пребывающаго в Буковине греческаго митрополита Амвросия. Почему австрийский император приказал предписать львовскому губернатору вызвать митрополита Амвросия в Вену для оправдания себя на сообщенныя на него от Российскаго правительства жалобы. Митрополит же Амвросий, пребывая доселе благополучно в монастыре Белокриницком, не знал еще о обстоятельствах со стороны российскаго императора и константинопольскаго патриарха и неожиданно, в 8-й день месяца декабря 1847года, получил от губернатора Стадиона запечатанное письмо с следующею надписью: " Его Преосвященству липованскаго13 закона господину Амвросию". Содержание письма состояло в следующем: Его Преосвященству господину архиепископу. Я нахожусь в положении, вынужденном Ваше Преосвященство просить по принятии сего письма вдруг в Лемберг (во Львов) последовать и прямо ко мне явиться.Имею честь с полным уважением остаться Вашего Преосвященства нижайший слуга. На подлинном подписано: Стадион. Лемберг, 6-го декабря 1847 года Почему митрополит Амвросий, не зная будущаго приключения, в 9-й день декабря выехал из Белокриницкаго монастыря: прибытии своем во Львов послан был в Вену, где, по долговременном пребывании, получил предписание господина министра, графа Инцаги, с нижеследующим вопросом: Его Кесаро-Королевское Величество благоизволило со всевысочайшаго кабинета посланием от 29-го ноября прошедшаго года повелеть, чтоб Ваше Преосвященство в Вену позвано было, здесь должны Вы на Ваше Преосвященство донесенныя жалобы быть услышаны (испытаны). Прежде всех предаю Вам в приключении сем на Ваше Преосвященство управленное письмо патриарха Константинопольскаго, из котораго увидеть имате, какое доношение он на поступки ваши приводит и какое позывание на вас управляет; со отношением на содержание сего письма и на приспевшие жалобы императорскаго русскаго двора Ваше Преосвященство теперь позываетесь на свое оправдание: 1) как Ваше Преосвященство сказывать могли, что от Константинопольскаго патриарха в Буковину посланы 2) как могли вы, как духовный верховный пастырь терпеть, чтоб в Белокриницкий монастырь, без высшаго позволения, русские подданники принимаемы были? 3) от которых одни суть преступники. 4) другие из русских монастырей бежавшие монахи. 5) а другие от наказания избегший? 6) Как вы терпеть могли, чтоб монастыря настоятель с проводящим его одним иноком подложным характером14 как купцы три раза в Россию ходили? 7) как вы терпеть могли, чтобы монастырь непрестанно проповедников в Россию посылал? 8) как могли себе позволить разширение власти вашей в России, когда определение ваше было только стараться для липованов в Буковине? 9) как, наконец, без полученнаго позволения русских подданников могли посвящать во священники? Я позываю Ваше Преосвященство, изъясните по самой строжайшей истине на каждый пункт, а при том и сказать должны, Ваше Преосвященство, как на показания патриарха Константинаполъскаго вы отвечать намерены? К чему и замечаю вам еще, что вы в Буковину больше возвратиться не можете. Ваше письменное изъяснение должны, Ваше Преосвященство, мне не дальше как в восемь дней представить в Вене. Генваря 30-го, 1848 года. На подлинном подписано:
|