Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высочайший канцлер Инцаги ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
На таковое министерского предписания требование решительнаго от митрополита Амвросия ответа о соизволении его на возвращение к патриарху, или на вечное заточение, представлено было митрополитом Амвросием ему же, господину министру Инцаги, нижеследующее показание: Ваше Высокопревосходительство! Из высокаго вашего предписания от 24-го прошедшаго февраля увидел я всевысочайшее императорское решение, что Его Величество благоизволил повелеть не возвращаться мне более в Буковину, в монастырь Белокриницу. И вследствие сего всевысочайшаго повеления о деятельности моей для липован в Буковине не было больше ни слова, для чего я с глубочайшим страхопочитанием принял всевысочайшее императорское о сем повеление, и, не противляясь высокой Его Величества воли, повинуюсь царской его власти, как то я и всегда был повинен и послушен высшему начальству, которое дано нам от Бога к общему нашему спасению и пользе.Однако об изыску емом от меня чрез высокое ваше предписание о сем изражении со ужасом и трепетом сердца отвечаю вам, что я по нечаянном таковом несчастии никак не в состоянии решительно что для себя сказать, ибо намерение мое с самаго начала было под щитом царско-императорской милости, которую Его Величество благоизволил подать староверческому народу в Буковине, найти для моего спасения, и в старости моей желаемое спокойствие дойти в тихое пристанище. Для чего я, видя еще в Константинополе всевысочайшее императорское позволение в руках депутатов, сущаго в Буковине староверческаго общества, и удостоверяясь о таковом всевысочайшем позволении, для приведения себе из-за границы архиерея, решился и пришел, утвержаем на том основании, чтоб жить в недрах счастливейшей императорской державы, как то верный подданник, в которой уже по высочайшей царской милости и по сердечному моему желанию и причислен во австрийское подданство до самаго последняго издыхания. Моляся Всевышнему о здравии и долголетней жизни всемилостивейшаго нашего императора и держав отца, чего ради и настоящее мое несчастие бывает столь мне горчайшее, сколько была и сладчайшая моего благополучия надежда. Я не плачу о лишении моей прежней митрополии Босанской, тамо бо виновны мусульмане, враги Креста Христова, но всего прискорбнее, что ныне уже и под скипетром христианскаго императора второе, новое невинно подьемлю наказание, в лишении нововрученной мне паствы и новоучрежденнаго архиерейскаго престола в Белокринице, да еще над всем тем вовсе против совести моей: ово убеждением, ово угрожением, или отступить вспять и возвратиться к патриарху, или вкусить вечнаго заточения. Потому я ныне нахожусь на краю самой страшнейшей пропасти, лишен своей епархии, лишен чести доверия, лишен даже и самых нужнейших средств, чтоб мог жить где-нибудь, соразмерно моему званию, спокойствием. Для чего и не достает мне иная надежда, и не могу изразиться Вашему Высокопревосходительству, каким иным решением, разве таким, что я как то верный кесарокоролевский подданник, к ногам Его Императорскаго Величества раболепно припадаю, и мою седую главу прахом посыпаю, и царской милости прошу, которая не завистно и богато изливается на всех верных подданников благополучнейшей сей державы. Милости говорю, в прилунившемся мне настоящем несчастии и милости моей старости, и последним дням многоплачевной моей жизни, если так судило быть Его Величество, то прошу, чтоб далось мне время, во-первых, для переведения из Буковины в Вену сына моего с его семейством, и при мне находился бы для призрения и утехи моей старости по смерть мою.Во-вторых же, чтобы всевысочайшим промышлением царским назначилось, откуда мне принимать ежегодное и званию моему соразмерное и довольное содержание на мои руки, а не из-под аресту. Посих предаю себя благоутробию и милости человеколюбивейшаго нашего императора, который, по данной ему от Бога благости, воистину сожалеет о моей старости и оставит меня жить свободно в царской его державе, в таком месте, где бы я не был угнетаем от завистников моих, а не выдавать меня в Турцию к патриарху, ибо я жив туда возвратиться уже не имею ни сил ни духа. Сим могу изразиться в горьком моем настоящем несчастий, прося Ваше Превосходительство ходатайствовать о мне у Его Императорскаго Величества царское представительство, покровительство и милость, которой и с подобающим страхопочитанием есть Вашего Превосходительства нижайший слуга. На подлинном подписано: Митрополит Амвросий. Вена, марта 3 дня, 1848 года. Представив таковое решительное о намерении своем изъяснение господину министру, митрополит Амвросий, соизволяя лучше итти на вечное заточение, нежели обратиться в прежнюю греческую религию, пребываше еще в Вене, и, возложив всю надежду своего спасения на Промысл Божий, в спокойствии духа ожидаше последняго решения, которое последовало чрез министерство внутренних дел, следующаго содержания: Преосвященному Амвросию, бывшему митрополиту. Сие решение строжайшим подтверждением дается вам, дабы вы отнюд не имели никакого с липованами союза, но с получения сего немедленно отправились в назначенное вам место пребывания, в город Цылль, и там будете находиться по смерть вашу, с тем замечанием, что выезд из города никуда не дозволяется вам отлучаться, без особаго дозволения от тамошняго господина губернатора. Два переданныя мне министерская повеления при сем же вам прилагаю с тем означением, что для проезда вашего в Цилль и для содержания вашего там на первый раз назначено вам получить триста левов серебром. А на дальнейшее жительства вашего в Цилли определенное царством содержание там получать будете, как есть сообщено тамошнему губернатору. Кондиция же вам сделана подпорою царства, дабы вы удержаны были всякаго содействия и влияния и даже сношения с липованами внутренними, равно и заграничными. В противном же случае какого вашего не исполнительнаго поступка, пришлете тяжчайшее воспрещение. Вена 26 июня1848 года". На подлинном подписано: Министр внутренних дел Добльгов. И так господин митрополит Амвросий послан был из Вены в город Цилль на вечное заточение. И как в происшествии горестнаго приключения, все искушения, скорби и напасти, перенес мужественно и непоколебимо, так на месте заточения пребыл до самой кончины своей, в неизменном древлеправославном благочестии, великодушие претерпе вечное заточение за самый спасительный Крест Христов и последование стопам Его, во спасение души своей и получение Небеснаго Царствия. По кончине митрополита Амвросия, последовавшей 30 октября 1863 года, его тело было погребено на ближайшем греческом кладбище в г. Триесте (ныне Италия), так как захоронение в Белой Кринице было в то время невозможным, а в г. Цилли было только католическое кладбище. Чин святительского погребения владыки Амвросия был заочно совершен в Белокриницком монастыре митрополитом Кирилом. Примечания: 1 Это утверждение содержится в книге Димитрия Ростовского " Розыск о раскольнической брынской вере...", изданной Синодом в 1713 г.Вот более развернутая цитата из этой книги: "...раскольщики, в две токмо силлабы глаголюще ИСУС, не исповедуют Спасителя и Исцелителя душ наших. И вправду, в них ин ИСУС: не истиннаго бо ИИСУСА, Спасителя и Исцелителя исповедуют, но некоего Исуса равноухаго" (л. 25 издания 1877 года, выпущенного также по благословению " Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода"), 2 Отмена ряда постановлений Стоглавого собора 1551 года и Собора 1621 года была совершена на соборах 1666-1667 годов одновременно с проклятием приверженцев древних православных обрядов. Эти клятвы были формально отменены постановлением поместного собора Московского патриархата в 1971 году. 3 Истинный Крест Христов есть трисоставный(осьмиконечный); под его сенью (тенью) подразумевается крест четвероконечный. 4 Херосложение, иначе именословное сложение перстов для священнического и архиерейского благословения, появилось в Греции в начале XVII века и было введено в русский церковный обиход патриархом Никоном и его последователями. 5 Это событие произошло в 1735 году и повлекло за собой разорение ветковских монастырей российскими войсками.Епископ Епифаний был схвачен и скончался в заточении. Об этом см. " Старообрядческий церковный календарь" на 1994 год, стр.73. 6 Имеются в виду соборы 1666 и 1667 годов, утвердившие реформы Никона и подвергшие проклятиям старообрядцев. 7 Парохия (греч.) - приход. 8 Сочинение Санкт-Петербургского митрополита Феофана Прокоповича, 9 Имеется в виду постановление московского собора 1621 года, напечатанное в 1624 году в книге Большой Потребник, листы570-574 10 Эти события происходили в 1453 году. 11 Филаретом Дроздовым 12 Единоличное рукоположение владыкой Амвросием епископа Кирила до сих пор вызывает у некоторых соблазн, так как здесь усматривается нарушение ряда канонических постановлений, повелевающих совершать архиерейские хиротонии не менее чем двум епископам. Тем не менее в церковной истории имеются многие примеры, когда православные древние отцы(например, св. Иоанн Златоуст, св. Евсевий Никомидийский, св. священномученик Автоном и ряд других) совершали единолично рукоположения епископов в условиях гонений или в иных " нуждных" обстоятельствах. Более подробные выдержки из церковно-исторических сочинений по данному вопросу помещены на других страницах настоящего календаря. 13 Липоване - прозвище старообрядцев в ряде стран Юго-Восточной Европы. 14 Т.е. по подложным документам
|