![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Правовая работа в сфере соблюдения законодательства о труде
Одно из важнейших направлений правовой работы на предприятии состоит в обеспечении соблюдения законодательства о труде. Надлежащий уровень правового регулирования трудовых отношений существенно влияет на качество всей хозяйственной и иной уставной деятельности предприятий.
ü В организации правовой работы значительное место отводится разработке и принятию локальных нормативных актов, которые в совокупности с актами централизованными являются юридической базой правового регулирования трудовых отношений – это является нормотворческой деятельностью в организации, которая реализуется при активном участии юридической службы. ü Локальный нормативный акт разрабатывается и принимается на основе действующего законодательства с целью конкретизации общей нормы права применительно к условиям и задачам конкретного предприятия. ü Правовым основанием для локального нормотворчества являются федеральные, региональные и отраслевые нормативные правовые акты. При этом необходимо учитывать, что: ü - в ЛНА конкретного работодателя могут предусматриваться нормы, повышающие уровень установленных государством гарантий трудовых прав работников; ü - важно соблюдать порядок принятия ЛНА, акты принятые с нарушением установленного порядка считаются недействительными с момента принятия и не подлежат применению. ü Основные виды ЛНА, их содержание ü ЛНА можно подразделить на определенные виды по следующим основаниям: ü - сфере действия; ü - сроку действия; ü - способу их принятия; ü - степени обязательности ü По сфере действия выделяют ЛНА общего и специального действия ü Общего действия включают нормы, касающиеся регулирования различных сторон трудового отношения (ПВТР, положение о персонале) ü ЛНА специального действия регулируют отдельные стороны трудового отношения (график отпусков, положение об оплате труда), либо их действие касается лишь определенных категорий работников (инструкция по работе с клиентами, положение об аттестации) ü По сроку действия ЛНА могут быть подразделены на акты неопределенного срока действия (их большинство) и определенного срока действия (график отпусков, КД); ü По способу принятия ЛНА подразделяют на 2 вида: ü - акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников; ü - единоличные акты работодателя. ü По степени обязательности ЛНА делятся на: ü - обязательные, предписанные законом; ü - обязательные при определенных условиях (при условии проведения аттестации необходимо принять соответствующий ЛНА); ü - факультативные, необязательного характера, принимаемые по решению работодателя. ü Далее записываем таблицу по ЛНА. ü Таблица № 2 ü В зависимости от содержания ЛНА его разработка поручается одному или нескольким структурным подразделениям с учетом их компетенции, эта работа невозможна без участия юридической службы. Формы ее участия могут быть разными: ü - непосредственное составление проекта юридической службой; ü - совместное составление его с другими структурными подразделениями; ü - дача заключений по составленному проекту (правовая экспертиза). ü Независимо от формы участия, юридическая служба осуществляет проверку ЛНА по следующим направлениям: ü - правомочна ли организация на нормотворческую деятельность в данной области общественных отношений; ü - согласован ли проект со всеми заинтересованными подразделениями и общественными организациями; ü - правильно ли избрана форма акта; ü - соответствует ли проект требованиям законодательства; ü - правильно ли сделаны ссылки на соответствующие законы и подзаконные акты. ü В случае несоответствия нормативного акта установленным требованиям юридическая служба обязана сделать мотивировочное заключение с предложениями об устранении недостатков. Внастоящее время трудовые коллективы совместно со структурными подразделениями при активном участии юридической службы проводят нормотворческую деятельность по созданию локальных нормативных актов. К ним, в первую очередь, относится коллективный договор, определяющий взаимоотношения администрации и трудового коллектива. Содержание коллективного договора состоит из нормативных положений и взаимных обязательств администрации и трудового коллектива, а также из взаимных обязательств администрации и профкома. Порядок принятия КД регламентирован ТК РФ.
Не менее важной в области нормотворческой деятельности является разработка и принятие Правил внутреннего трудового распорядка для работников предприятия, имеющих своей целью способствовать укреплению трудовой дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда и эффективности общественного производства. Наряду с этим целью данного нормативного акта является определение взаимных прав и обязанностей рабочих и служащих, а также администрации в процессе их совместной трудовой деятельности
Нормативно-правовые акты локального характера, регулирующие трудовые отношения, могут быть различными. Помимо перечисленных к ним относятся: положение о премировании, о вознаграждении по итогам работы за год; график отпусков; акты, предусматривающие порядок и условия совмещения профессий (должностей) и т.д. Среди них следует выделить нормативные акты, которые устанавливают правовой статус конкретного структурного подразделения предприятия. Разработка и принятие такого рода актов требует четкости формирования задач, стоящих перед подразделением или должностным лицом, объема и характера работы, мер ответственности за те или иные упущения.
Нормотворческая деятельность, являясь составной частью правовой работы, требует участия в ней не только органов управления предприятия, но и всего трудового коллектива и общественных организаций, что позволяет обеспечить полноту локальных нормативных актов.
Следует также учитывать то обстоятельство, что право-реализующую деятельность осуществляют соответствующие должностные лица путем издания распорядительных актов и использования иных индивидуально-правовых актов. Распорядительные акты в форме приказов и распоряжений издаются по различным вопросам, связанным с применением законодательства о труде. Необходимо отметить, что в Единой государственной системе документационного обеспечения управления определено, что наименование распорядительных документов напрямую зависит от системы управления. Так руководителю коллективного органа управления – председателю кооператива, совета директоров и т.д. – следует издавать распорядительные документы, которые называются распоряжениями, а единоличному руководителю – приказы. («Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» одобрено решением коллегии Главархива СССР от 27.04.1988г., приказ Главархива СССР от 23.05.1988г. № 33. В зависимости от круга регулируемых отношений, распорядительные акты издаются по вопросам приема на работу, перевода на другую работу, увольнения, поощрения, наложения дисциплинарного взыскания и т. д. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004г. № 1 утвержден перечень унифицированных форм системы организационно – распорядительной документации. В связи с этим издание распорядительных документов необходимо производить в соответствии с указанными унифицированными формами. Но нужно отметить, что этот перечень не является исчерпывающим, например отсутствует унифицированная форма документа о наложении дисциплинарного взыскания. В организации допускается разработка ЛНА, такого как альбом унифицированных форм распорядительных документов. Следовательно, изданию подобных актов предшествует составление проекта, который после согласования со всеми соответствующими подразделениями и проверки его законности юридической службой поступает на подпись руководителю предприятия, после чего он приобретает юридическую силу. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003г. № 65-с с 1 июля 2003г. введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно- распорядительной документации. Требования к оформлению документов», который распространяется на все организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993г. № 299. Требования этого стандарта являются рекомендуемыми. Кроме нормотворческой деятельности в сфере соблюдения законодательства о труде юридическая служба участвует в укреплении дисциплины. Здесь юридической службе следует контролировать процесс привлечения к дисциплинарной ответственности. А именно привлечение виновных лиц к тем видам дисциплинарной ответственности, которые предусмотрены законодательством. Основанием для привлечения к этому виду ответственности служит дисциплинарный проступок. Дисциплинарным проступком называется неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. См. распечатку.
|