цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
в ЧЕМ ЖЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ.
Почему пластичность в раннем возрасте настолько выражена? Развивающийся мозг должен не только образовывать свои структуры, но также и уметь представлять окружающий мир, тело и его движения74). Глаз, например, должен вырасти до определенного размера для того, чтобы удаленные объекты находились строго в фокусе сетчатки, проецируясь через расслабленный хрусталик. Два глаза, находящиеся на расстоянии друг от друга, должны согласованно перемещаться у новорожденных. Кроме того, возникают большие изменения в размерах конечностей, диаметре головы и, следовательно, в нашем ощущении тела в первые месяцы и годы жизни. Во всех этих случаях представление различных функций в мозгу должно быть согласовано, как это происходит в опытах Кнудсена с совой. Однако есть свидетельства того, 632 Раздел IV. Развитие нервной системы что пластичность возможна и во взрослом состоянии75)--78). На функциональном уровне, даже во взрослом состоянии, мы можем быстро и обратимо адаптироваться к призмам, находящимся поверх наших глаз, которые вызывают смешение зрительных полей. Также могут заполняться «слепые пятна», являющиеся результатом повреждения глаза79). У взрослых обезьян после повреждения и деафферентации возникают изменения в представлении тела в соматосенсорной коре. Очень заманчиво порассуждать о возможном влиянии депривации на высшие функции человека. Как сказал Хьюбель20): возможно, самой удивительной возможностью в будущем станет перенесение результатов подобного рода исследований на другие системы организма, помимо сенсорной. Психологи--зкспериментоторы и психиатры подчеркивают важность раннего опыта для формирования определенного поведения — возможно, что лишение социальных контактов или наличие других аномальных эмоциональных ситуаций в раннем возрасте может приводить к нарушениями или искажениям в связях в каких-то еще неизвестных нам областях мозга? Обнаружить подобные физиологические механизмы для объяснения поведенческих феноменов является еще далекой, но не невозможной задачей. выводы ∙ Рецептивные поля ц архитектура коры у новорожденных обезьян и котят во многом сходны с таковыми у взрослых. ∙ Однако при рождении в слое 4 зрительной коры области ветвления аксонов из ЛКТ перекрываются и клетки на протяжении первых 6 месяцев жизни получают управление от обоих глаз, вместо одного. ∙ В течение 3 первых месяцев жизни животное проходит критический период, во время которого закрытие век одного глаза вызывает значительные изменения в структуре и функции коры. ∙ Закрытие век одного глаза в критический период ведет к полной слепоте на этот глаз. ∙ При депривации глаз теряет управление над кортикальными клетками, что приводит к уменьшению размеров колонок глазного доминирования этого глаза. ∙ После критического периода закрытие век или удаление глаза не вызывают каких--либо изменений в коре. ∙ Бинокулярное закрытие век и искусственное косоглазие во время критического периода не приводят к изменениям в глазодоминантных колонках, однако ведут к потере бинокулярности зрения. ∙ Можно предположить, на основе приведенные данных, что между глазами существует конкуренция за управление клетками в зрительной коре. ∙ У новорожденных совят обработка слуховых сигналов может быть изменена при помоши изменения восприятия ими окружающего пространства в критический период. ∙ Обогащенный сенсорный опыт в раннем периоде развития увеличивает продолжительность критического периода.
|