Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность государства и его социальное назначение






Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность – это совокупность наиболее важных, определяющих, устойчивых признаков явления. Под социальным назначением понимается служебная роль и историческая цель государства.

К трактовке сущности любого государства существует два основных подхода – классовый и общесоциальный.

Согласно классовому подходу, государство выражает волю экономически господствующего класса и опосредует навязывание этой воли всему обществу. Данный подход свойствен марксистской теории, рассматривающей государство как аппарат насилия и принуждения. Такой подход обеднял и искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Общесоциальная сущность государства состоит в его служении обществу, обеспечении его потребностей, достижении социального компромисса и разрешении конфликтов. Несмотря на то, что данный подход основывается на общечеловеческой ценности государства, ориентирует на демократические методы управления обществом, подчёркивает ценность государства для общества, он также односторонен.

Наиболее полно сущность государства раскрывается в двойственном подходе: любое государство, наряду с решением классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К общим делам относятся разнообразные коллективные потребности общества: здравоохранение, образование, социальная поддержка пожилых людей, материнства, детства, инвалидов, транспорт и связь, борьба с эпидемиями, преступностью.

Социальное назначение государство предопределяется его сущностью, преобладанием классовых или общесоциальных черт. Цель государства – служение обществу, во имя чего оно должно устанавливать и поддерживать порядок, обеспечивать социальный мир и стабильность, безопасность, защищать личность от произвола и создавать условия для её развития, интегрировать общество, т.е. устранять и смягчать противоречия.


11. Типология государства: формационный и цивилизационный и иные подходы.

Типология государства базируется на обобщении большого исторического опыта, и состоит в разделении всех государств на типы – группы на основе общих, системообразующих признаков, раскрывающих закономерности развития.. В современной науке существует два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

В марксистском учении каждой из формаций в условиях существования классов соответствует определенный тип государства и права. В процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Определение типа государства осуществляется по следующим критериям: общественно-экономическая формация (тип производственных отношений), форма собственности на средства производства, социальное назначение государства. Историческими типами государства являются рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В рабовладельческом государстве господствующим классом являлись рабовладельцы, в собственности которых находились средства производства; право защищала потребности этого класса. Сменивший его тип феодального государства основывался на собственности феодалов на землю, использовании труда крепостных крестьян и присвоении продукта их труда. Буржуазный тип государства характеризуется противостоянием буржуазии и пролетариата, обострением классовой борьбы, обнищанием пролетариата. Последним типом государства является социалистический, основанный на власти трудящегося народа.

Формационный подход заслуженно критикуется, поскольку не учитывает особенностей возникновения и развития государства в неевропейских странах, представляет развитие государства как однолинейный, заранее предопределённый процесс. С точки зрения этого подхода невозможно объяснить различия в развитии государств, причины, по которым и в настоящее время существуют государства различных типов. Но, несмотря на критику, полностью отказываться от формационного подхода не следует, поскольку его возможности до конца ещё не выяснены.

На основе критики формационного подхода возник цивилизационный подход, учитывающий, помимо экономических, также и духовно-культурные факторы, которые способны как блокировать, так и усиливать влияние способа производства на общественные отношения, прерывать смену формаций. На основе сходства различных культур они объединяются в цивилизации. В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с существующей в государстве ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг.

Наиболее известна теория цивилизаций А. Тойнби, который понимал под цивилизацией замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделял до 100 цивилизаций, впоследствии сократив их число до 20. Тойнби полагал, что по типу цивилизаций можно выделить и типы государств, однако, данная типология не разработана до сих пор. Достоинством данного подхода является учёт многовариантности, нелинейности развития государства и права.

В цивилизационном подходе выделяют следующие типы государств:

· По этапу развития: локальные (шумерская, индская), особенные (западноевропейская, исламская) и всемирная цивилизации;

· Первичные и вторичные цивилизации. Государство первичной цивилизации всесильно, обеспечивает экономическое развитие, тесно связано с религией (японская, сиамская цивилизации). Государство вторичной цивилизации, наоборот, меньше влияет на экономику, отделено от религии и культуры (восточноевропейская, североамериканская цивилизации);

· Аграрная (традиционалистская) и техногенная цивилизации. Общественная жизнь аграрных цивилизаций не расчленена на сферы, государство и право развивается медленно (Древний Египет, Вавилон, Индия). Техногенная цивилизация основана на научно-техническом прогрессе, развитии экономики, науки, образования, характеризуется высоким уровнем жизни.

И в формационном, и в цивилизационном подходе выделяются переходные государства, характеризующиеся промежуточным состоянием между двумя формациями, типами цивилизаций. Отнесение переходного государства к самостоятельному типу – дискуссионный вопрос. На мой взгляд, переходное государство – самостоятельный тип, поскольку переходное состояние связано не только со сменой формы государства, но и с изменением ценностей общества, переход может занять длительное время, а само переходное государство – конкретно-историческое явление.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал