Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право и корпоративные нормы.
В любом обществе действует система социальных регуляторов, как нормативных, так и ненормативных. Социальные нормы, в отличие от технических, воздействуют на поведение людей. Нормы права и корпоративные нормы являются разновидностями данных норм. Корпоративные нормы создаются в общественных объединениях, организациях и регулируют взаимоотношения их членов. Отличительными чертами корпоративных норм являются: · действие только в отношении членов организации; · закрепление в уставах, положениях, и принятие на общих собраниях, съездах; · определение прав и обязанностей членов объединения, его структуры, порядка формирования, компетенции; · обеспечение специальными санкциями (например, исключение из числа членов, выговор, предупреждение, и другие). Корпоративные нормы во много схожи с правовыми нормами: они формализованы, обязательны к исполнению определенным кругом лиц, принимаются в определённой процедуре, систематизируются. Различия между данными регуляторами можно провести по следующим критериям: · способ формирования. Нормы права формируются государством, в то время как корпоративные нормы принимаются объединением, организацией (хозяйственным обществом, политической партией, профессиональным союзом); · способ закрепления. Нормы права закрепляются в правовых источниках – нормативно-правовых актах, корпоративные нормы – в локальных актах, уставах и т.п.; · пределы действия. Нормы права общеобязательны, действуют, как правило, на обширной территории (государство, субъект федерации, муниципальное образование). Корпоративные нормы распространяют своё действие на членов организации и действуют только в её пределах; · методы принуждения. Норма права обеспечена государственным принуждением, корпоративная норм обеспечивается более мягкими санкциями (дисциплинарными, материальными, организационными). Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми нормами, поскольку они принимаются на основе норм права. Так, нормы права опосредуют создание организации, а конкретные условия осуществления деятельности определяют учредители. Корпоративные нормы не могут противоречить нормам права (например, нормы локальных актов, регулирующих предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, должны соответствовать нормам ТК РФ). 19. Унитарное государство: понятие, признаки и виды. Простая форма политико-территориальной организации носит название унитарной. В составе унитарного государства нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы). Унитарные государства характеризуются следующими признаками: · единый центр государственной власти и единая система органов власти, однопалатный парламент; · единое гражданство; · единая система законодательства; · единая судебная система; · единая система налогов и сборов; · административно-территориальные единицы наделены социально-культурной автономией. При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, самоуправляющиеся, образования. Так, в Испании наряду с историческими областями (Страна Басков, Каталония), выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Тенденцией развития унитарных государств является регионализм – предоставление права самоуправления территориальным единицам (в том числе права собирать собственные налоги, принимать законы). По признаку наличия органов местного самоуправления можно выделить два вида унитарных государств – централизованные и децентрализованные. В централизованных унитарных государствах местное самоуправление отсутствует, власть на местах осуществляется чиновниками из центра. В децентрализованных, наоборот, местная власть избирается населением и обладает значительными полномочиями. 20. Федерация как форма государственного устройства: понятие и виды. Федеративное государство – сложная форма государственного устройства, когда в состав государства входит несколько субъектов, объединившихся для решения общих задач.. Федерации встречаются реже унитарных государств. Федерацией может быть как большое (США, Бразилия, Мексика, Россия), так и маленькое (Малайзия) государство. Федерация характеризуется следующими чертами: · двухпалатный парламент (одна палата представляет интересы всей федерации, другая – интересы субъектов); · двухуровневая система органов государственной власти; · две системы законодательства (конституции и законы имеют и субъекты федерации); · две системы гражданства (общефедерального и субъектов федерации); · двухканальная система налогов; · разграничение предметов ведения федерации и субъектов. Можно выделить четыре способа: исключительная компетенция федерации (все остальные вопросы относятся к ведению субъектов), исключительная компетенция субъектов (в настоящее время не применяется), две компетенции (неперечисленные вопросы относятся к ведению федерации или субъектов) и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения федерации и субъектов). Стоит отметить, что субъекты федерации не обладают всей полнотой государственного суверенитета. В частности, современные федерации отказывают субъектам в праве сецессии – выхода из состава федерации. Данный выход может быть осуществлён только принудительно (например, выход Прибалтийских республик из состава СССР). По юридической основе формирования федерации делятся на договорные и конституционные. По статусу субъектов можно выделить симметричные и ассиметричные федерации. В симметричных федерациях субъекты обладают равным статусом. Выделяют три разновидности асимметрии: наличие иных территориальных образований, помимо субъектов (например, ассоциированных территорий – Пуэрто-Рико в США), юридическое равноправие субъектов при фактическом различии в положении (например, республики и автономные округа в РФ), скрытая асимметрия (выражается в различии числа представителей субъекта в верхней палате парламента). Федерация образуется по национальному или территориальному принципу, либо на смешанных началах. Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), чем образованные на национально-территориальной основе (СССР, Чехословакия, Югославия). Федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада).
|