Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государства и факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию.
Любое государство есть единство сущности, социального назначения и формы. Форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти, который раскрывается в трёх элементах: · форме правления, которая раскрывает организацию высших органов власти государства (их структуру, порядок образования, степень участия населения в формировании), взаимоотношения этих органов с населением и друг с другом, а также компетенцию; · форме государственного устройства — определяет соотношение государства и его составных частей, взаимоотношение центральных и местных властей; · политическом режиме — совокупности приёмов, методов и способов осуществления власти и управления. Форма государства зависит от множества факторов. Экономический строй общества характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. На форму государства влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития, а косвенно даже особенности географического положения. Форма государств испытывает воздействие и международных отношений. Так, менее развитые и экономическом и политическом отношении страны используют опыт более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности (парламенты, Президента). Поскольку в мире нет двух абсолютно одинаковых стран, не существует и двух государств, обладающих идентичной формой. Но в теории государства и прав выработаны модели форм правления, территориального устройства и политического режима, которые в большей или меньшей степени отражают форму каждого из государств. 15. Правовое регулирование: понятие, стадии. Основные элементы механизма правового регулирования. Главной функцией права является регулирование общественных отношений. Под правовым регулированием понимается осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов правовой регламентации (организация, упорядочение) общественных отношений. Многие учёные проводят различие между правовым регулированием и правовым воздействием, понимая под воздействием не только влияние собственно правовых средств (норм права, актов реализации права, правовых отношений), но также и правосознания, правовой культуры, правовых принципов. Правовое воздействие заключается не только в собственно юридическом воздействии, но также в информационном, культурном, психологическом влиянии на общественные отношения. С этой точки зрения правовое воздействие шире правового регулирования, способно влиять на отношения, непосредственно не урегулированные нормами права. Компонентами правового регулирования являются: · предмет регулирования – общественные отношения; · методы регулирования – общие (субординации и координации) и непосредственные (требование, дозволение, запрещение), субъективное право, юридическая обязанность и юридическая ответственность. Механизм правового регулирования – это совокупность средств, обеспечивающих трансформацию предписаний правовых норм в правомерное поведение субъектов права. Можно выделить следующие особенности механизма правового регулирования: является государственным, имеет пределы воздействия на общественные отношения, направлен на создание устойчивой системы правоотношений и осуществляется совокупностью правовых методов. Механизм правового регулирования отличается стадийностью, т.е. сменой ряда этапов: · формирование нормативной основы правового регулирования (не только норм права, но и индивидуальных актов, договоров); · правовое отношение, возникающее на основании юридических фактов и раскрывающее юридическую связь (права и обязанности) субъектов; · реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Акты реализации права являются основными средствами воплощения норм права в жизнь; · юридические последствия при невыполнении субъектом юридических обязанностей или совершении правонарушения. Данные последствия также реализуются в форме особых правовых отношений – охранительных. В соответствии с данными стадиями механизма правового регулирования выделяются и его элементы – нормы права, правоотношения, акты реализации права. Несмотря на то, что правовое сознание и правовая культура непосредственно не входят в механизм правового регулирования, они оказывают существенное воздействие на него. Эффективность механизма правового регулирования зависит как от внешних (уровень правосознания и культуры, социальные и экономические процессы, состояние законности и правопорядка), так и от внутренних (устойчивость, непротиворечивость, гибкость и слаженность, качество отдельных элементов) условий. Для повышения эффективности механизма правового регулирования необходимо совершенствование не только процесса правотворчества, но и процесса правоприменения, а также воздействие на правовую культуру, в первую очередь, правоприменителей. Неэффективность механизма правового регулирования может быть обусловлена неправильным определением целей регулирования, выбором неадекватных способов воздействия, неэффективной реализацией права. Могут оказать существенное влияние и неправовые факторы – уровень развития экономики, духовной сферы, социальные условия. Выявление и постепенное устранение данных факторов является единственным способом повышения эффективности правового регулирования.
|