![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы подготовки, реализация
1 этап - диагностика проблемы. Для этого собираем внутреннюю и внешние информацию, анализируем ее, отбираем информацию, относящуюся к нашей проблеме 2 этап - формулировка ограничения и критериев для принятия решений. Ограничения зависят от конкретных руководителей и ситуации (недостаток средств, квалификация специалистов, невозможность закупить ресурсы по низким ценам и т.д.). Критерии – это стандарты, по которым предстоит оценить альтернативные варианты выбора (стандарт стоимости, вместимости, экономичности) 3 этап - определение альтернатив 4 этап - оценка каждой альтернативы 5 этап - выбор окончательного варианта, который может привести к наиболее благоприятным последствиям 6 этап - формулировка окончательного варианта решения и доведения его до исполнителей Формы разработки управленческих решений: - приказ (строго обязательна к выполнению подчиненными) - договор (решение, которое касается 2-х или более сторон) - контракт - соглашение - инструкция - план - распоряжение - протокол - решение (пр. совета директоров) - положения - правила. 7 этап – организация выполнения решений. Для реализации сложных управленческих решений разрабатывают организационные планы. Формы реализации решений: - предписание (извещение должностному лицу, что он должен сделать) - деловая встреча (атмосфера может быть различной: убеждения, разъяснения, принуждения) - наставления - сообщение - личный пример - деловая игра - отчет (форма реализации планов) - заседание - совещание - обучение и т.д.
Каждая форма разработки управленческого решения может быть реализована несколькими способами. Важную роль играет обратная связь. Реализация управленческого решения невозможна без делегирования полномочий подчиненным. Требования к управленческим решениям: 1) своевременность 2)обоснованность 3) правомочность 4) реальность 5) реализуемость 6) экономичность 7) непротиворечивость 8) наличие параметров для внутреннего и внешнего контроля выполненного решения 9) наличие у руководителя полномочий для реализации.
6. Исследование систем управления (ИСУ) ИСУ - это главный фактор научного подхода к совершенствованию системы управления. Это способ определения организационной структуры, параметров системы, закономерностей развития с целью совершенствования. ИСУ появилась с середины 20-го века по след. причинам: 1. кризис управления 2. опережающие темпы роста окружающей среды 3. снижение отдачи инвестиций в области развития управленческих нововведений. Задачи ИСУ: 1. достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами 2. повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений 3. улучшение использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в управляющей и управляемых подсистемах 4. снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества. Исследование- это вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определение их происхождения, выявление их свойств и содержания и нахождение путей и средств решения. Исследование помогает глубже понять проблему, а следовательно найти наиболее эффективное ее решение. Любое исследование предусматривает наличие ряда основных факторов: 1) Методология исследования (см. выше). Совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. 2) Организация исследования – порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закреплённых в документах, нормативах, инструкциях. 3) Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, например информационных, экономических и т.д., обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. 4) Объект и предмет исследования. Объект – система управления. Предмет – конкретная проблема, решение которой требует проведение исследования. 5) Тип исследования – принадлежность исследования к определённому типу, характеризуется определённым набором характеристик и показателей. 6) Потребность исследования – степень остроты проблемы, требующей разрешения. 7) Результат исследования – модель (модели), методика (и), рекомендации, разработанные положения и инструкции, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию её содержания, причин и истоков, и последствий. 8) Эффективность исследования – оценка использованных ресурсов на проведение исследования и его результатов. Сущность основных методологических подходов к исследованию систем управления (процессного, нормативного, ситуационного и др.). системный анализ в исследовании систем управления. Процессный подход. Рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций в серии непрерывных взаимосвязанных действий. Нормативный (методологический или научный) подход. Заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы управления. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: ·целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоёмкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды); ·функциональной подсистемы (нормативы качества плана, организованности системы управления, качества учёта и контроля, нормативы стимулирования качественного труда); ·обеспечивающая подсистема (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по организации). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и масштабу применения. Организация должна иметь банк нормативов функционирования элементов внешней среды, особенно в части правовых и экологических нормативов. Количественный подход. Сущность его заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических, инженерных расчётов, экспертных оценок и др. методов и методик. Административный подход. Сущность заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, стандарты, инструкции, положения и т.д.). Поведенческий подход. Целью подхода является оказание помощи работнику в осознании своих умственных возможностей, творческих способностей. Основная цель подхода – повышение эффективности человеческих ресурсов организации Ситуационный подход. Заключается в том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. На существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. При этом подходе любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь. Т.е. системный подход рассматривает исследование того или иного объекта как систему целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой он находится. Одним из важнейших направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления является системный анализ. Его применение актуально для таких задач, как анализ и совершенствование системы управления при реструктуризации организаций, диверсификации производства, технического перевооружения и других задач, которые постоянно возникают в условиях рынка, и значит динамики внешней среды. Особенностью системного анализа является сочетание в нём различных методов анализа с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления. Исследование операций как научное направление использует математическое моделирование процессов и явлений. Использование методов исследования операций в рамках системного подхода особенно целесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений. 7. Основы антикризисного управления Социально-экономическая система (организация) – это некоторое обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнедеятельности и окружающей среде. Причины кризиса: ü объективные (связаны с цикличностью развития систем), ü субъективные (связаны с ошибками в управлении систем), ü природные (стихийные бедствия) По отношению к предприятию причины могут быть: Внешние связаны с тенденцией макроэкономического развития, политической ситуацией страны. Внутренние – неправильное построениеполитики ценообразования, маркетинговой. Классификация кризисов: 1. По масштабам проявления: ü общие, охватывающие всю систему, ü локальные, затрагивающие только часть системы. 2. По проблематике: ü макрокризисы, имеющие большие объемы и масштабы проблематики, ü микрокризисы, охватывающие или отдельные проблемы или группу проблем.
|