Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет № 1. 1). Смысл пророческого служенияСтр 1 из 30Следующая ⇒
1). Смысл пророческого служения. Для понимания смысла пророческого служения важен следующий эпизод. Когда Моисей пытался отказаться от своей миссии под предлогом того, что он косноязычен, Господь ему сказал, что у него есть брат Аарон и ему Моисей будет говорить, а он будет возвещать это вслух всего народа. Говорится об этом так: " …он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх.4: 16). И в другом месте Господь говорит: " смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх.7: 1). То есть то, что Моисей говорит Аарону, последний возвещает людям. Итак, в установившемся библейском словоупотреблении пророк – это человек, который возвещает людям волю Божию. Остановимся пока на этом определении, дополнив его чуть позже. Возвещение воли Божией – это центральная функция пророческого служения. А как же тогда предсказания будущего? Ведь в катехизисе святителя Филарета сказано, что пророческие книги отличаются тем, что " содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче об Иисусе Христе". Оказывается, они вполне укладываются в рамки данного определения. Предсказание будущего пророками делается не просто для того, чтобы удовлетворить людское любопытство: что будет? Откровение о будущем пророк изрекает не для того, чтобы просто предупредить людей об этом событии, а для того, чтобы раскрыть причины этих событий: каким образом воля Божия проявляется в этих событиях будущего. Точно так же, когда пророки вспоминают и показывают события прошлого, то тоже для того, чтобы показать, как Господь действовал в истории, показать примеры проявления воли Божией в этих бывших событиях для научения своих современников. Архиепископ Иоанн (Шаховской) поясняет это таким образом: " Предсказывать, угадывать будущее может не только потемненный совестью человек, но и животные: крысы, лошади, собаки… Крысы бегут с корабля, который должен потонуть, собаки воют перед смертью любимого хозяина и т.д. – такое пророчество, угадывание не чуждо зверям и птицам. Но оно не есть пророчество. Это лишь – предчувствие, выход из трехмерности мира. Более совершенно, чем зверь, может предчувствовать человек. Даже видеть будущее он может. И это еще не пророчество. Пророчество есть способность в Божием свете видеть не только будущее, но и настоящее и прошедшее. Можно видеть внешнюю сторону жизни, как прошедшей и настоящей, так и будущей. Но и это не пророчество. Пророк – тот, кто зрит единое и вечное в настоящем, прошедшем и будущем, озаряя этим Вечным всю жизнь. Пророк – тот, кто умеет видеть великое и сокровенное в обыденном. … Ясновидение делается прозорливостью и видение делается пророчеством лишь тогда, когда от Единого Истинного Света – Логоса – дан дух Его правды, Его разумения и Его суда. Когда Царствие Божие отражается в откровении будущих, настоящих и прошедших событий". То есть пророк – это не просто тот, кто говорит, что будет нечто: поезд с рельс сойдет или еще что-то случится – это, в конце концов, и просто сообразительный человек может предсказать. Если рельсы разъехались, то, скорее всего, когда поезд приедет, он с них свалится. А пророк – это тот, кому открыто то, на что еще нет никаких указаний, что известно одному всеведущему Богу, и, кроме того, открыт духовный смысл происходящего и имеющего произойти. Пророчество – это проекция вечности в истории, вечного в преходящем. И это – от Бога. " Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам.3: 7). Кроме того, пророческое слово обращено и к будущим поколениям, современники могут и не понимать его. Об этом свидетельствуют слова книги пророка Иезекииля: " И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк" (Иез.33: 32-33). Истинное и ложное пророчество. По мнению святителя Филарета Московского, " пророки в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал.2: 7), ни на собственном их просвещении (Ам.7: 14, 15; 3Цар.19: 19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать" [58, с.150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис.21: 11; Иер.6: 17; Иез.3: 17; Авв.2: 1). Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: " Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали" (Иер.23: 21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: " Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он и был бы угодным проповедником для этого народа" (Мих.2: 11). При наличии такого спроса, одним из побудительных мотивов становилась элементарная корысть. Причем это, по-видимому, казалось совершенно естественным: взимать какую-то мзду за свое " служение". Как и сейчас, – полно всяких объявлений: ясновидящая, матушка такая-то, и никто не удивляется, что нужно заплатить много денег, чтобы узнать о своем будущем. А как же? Даром разве можно такое узнать? " Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: " мир! мир! ", а мира нет" (Иер.6: 13, 14) " Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну" (Мих.3: 5). " Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: " не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда! " " (Мих.3: 11). " Пришел я в дом Шемаии, сына Делаии, сына Мегетавелова, и он заперся и сказал: пойдем в дом Божий, внутрь храма, и запрем за собою двери храма, потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью. … Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его. Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил, и чтобы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами" (Неем.6: 10, 12, 13) Возможно, причиной является и элементарное тщеславие. В некоторых случаях речь должна идти и самообольщении, о том, что ныне мы называем прелестью. " И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего" (Иер.14: 14). " Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних" (Иер.23: 16). " Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: " мне снилось, мне снилось" " (Иер.23: 25). " Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: " Он сказал". Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь" (Иер.23: 30-32). " Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели! … Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: " Господь сказал"; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. …Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: " Господь сказал", а Я не говорил? " (Иез.13: 3, 6, 7). При этом зачастую источником откровений становятся злые духи: " Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть", – пишет преподобный Иоанн Лествичник (Слово 3, п.27 [32, с.58–59]). Деятельность лжепророков постоянно называется в числе причин, из-за которых погибают Израильское и Иудейское царства. " Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь" (Иез.13: 17-19). Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер.28: 1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер.29: 20), Шемаия Нехеламитянин (Иер.29: 31); Седекия, сын Хеноанны; Ноадия-лжепророчица (Неем. 6: 14); Шемаия (Иер.39: 31). Имена эти очень характерные: Анания – " дар Господа", Шемаия – " Господь – моя правда", Седекия – " правда Господня". Действительно, профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в тот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева. В заключение этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о " сынах пророческих" или " учениках пророческих" (см. например (3Цар.20: 36; 4Цар.2: 7; 4: 38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более, что подробностей их деятельности писание нам не сообщает. О них святитель Филарет Московский говорил: " Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. … Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди" [58, с.159]. Очевидно, что случалось и обратное. Некоторые из них, как, например, ученик пророка Елисей Гиезий (некоторая аналогия может быть проведена с Иудой Искариотом), падали жертвами сребролюбия, но, в целом, Писание говорит о них положительно. Иногда высказывается мнение, что лжепророчество стало результатом деградации и коррупции в этих сообществах – т.н. " пророческих школах" [см. напр.: 29, с.5–6]. Однако следует заметить, что в Писании " пророки" и " сыны пророческие" четко различаются между собой, и пророчеством называется результат божественного озарения (1Цар.10: 5; 19: 20), поэтому относится только к первым. Поэтому мнение о том, что пророческие школы постепенно выродились, и истинные пророки были вынуждены себя им противопоставлять, представляется не вполне обоснованным.
|