![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование инновационных методов⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
6. Глоссарий терминов по дисциплине «Правовая ментальность России» Правовой менталитет (от лат. mens – ум) - элемент правовой сферы духовного мира общества, совокупность исторически сформировавшихся наиболее типичных и устойчивых базовых коллективных представлений, готовностей, предрасположенностей реагирования на различные явления государственно-правовой реальности, присущих многочисленной социальной группе или нации в целом. Правовой менталитет включает представления о действующем и идеальном праве, государственной власти, легитимности частной собственности, субъективных правах и юридических обязанностях, законности и справедливости, правосудии и правоохранительных органах, о принципах регламентации гражданско- и уголовно-правовых отношений. Бинарность правового менталитета – один из его признаков, выражающийся в сочетании рациональных и архетипических компонентов в структуре менталитета, а также динамичности и консерватизма. Историческая детерминированность правового менталитета – типологическая черта, означающая, что базовые ментальные установки, реализующиеся в различных моделях правового поведения граждан, формируются в течение длительного исторического времени и обусловлены спецификой государственно-политического, правового и социально-экономического развития. Коллективный характер правового менталитета означает, что в качестве его субъектов выступают либо социальные общности, либо нация в целом (в отличие от правосознания, субъектами которого может вступать и отдельная личность). Политико-правовая природа правового менталитета означает взаимообусловленность политических и правовых представлений, так как характер восприятия действующего правопорядка в значительной степени определяется представлениями о государственной власти. Правовое сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, отношений, чувств, возникающих как относительно действующего, так и желаемого права. Под правосознанием следует понимать сферу общественного сознания, выражающую понимание, объяснение, отношение, поведенческие и эмоциональные реакции человека, социальной группы, общества в целом по поводу явлений правовой действительности, на основе которых выстраиваются цели, формы, способы правовой деятельности. Массовое правосознание – особый тип правосознания, несводимый к общественному, совокупная форма концентрации и обобщения исторического правового опыта масс; доминирующий в обществе тип правовых представлений коллективных субъектов, находящихся в конкретных исторических политико-правовых условиях. Это форма выражения инвариантной сущности правового менталитета, опосредованного конкретными политико-юридическими реалиями. Специфика массового правосознания как автономного правокультурного явления состоит в следующем: 1. оно включает совокупность представлений, идей, чувств, переживаний, реакций, импульсов, имеющих массовидно-типичный характер для данного общества конкретной исторической эпохи; 2. в качестве его коллективных субъектов выступают социальные группы, национально-этнические общности или общество в целом; 3. массовому правосознанию присуща ярко выраженная историческая детерминированность, так как оно аккумулирует сформировавшиеся в течение длительного хронологического периода стереотипизированные образцы правоаксиологических ориентаций и представлений; 4. его качественное состояние обусловлено, с одной стороны, особенностями правового менталитета, степенью развития имманентно присущих ему духовно-психологических структур, с другой – политико-правовыми реалиями; 5. массовое правосознание синкретично по своей природе; 6. оно детерминируется социально-правовой психологией, коренящейся в менталитете, но несводимо к ней. Правовая психология и правовая идеология образуют эмоционально-интеллектуальное единство в структуре массового правосознания; 7. массовое правосознание формируется преимущественно в сфере обыденного опыта. На уровне обыденного сознания в результате взаимодействия эмоциональных и рациональных компонентов возникает оценка действующей правовой системы, формируется отношение к государственной власти, позитивному праву, правоприменительной и правоохранительной деятельности, законности и правопорядку в целом. Обыденное правосознание несводимо к психологии, так оно имеет свой уровень понятийности. Его нельзя отождествлять с массовым правосознанием, так как в качестве его субъекта может выступать и отдельный индивид. Правовой нигилизм – черта правосознания, предполагающая негативное, пренебрежительное отношение к праву, его недооценку в качестве эффективного инструмента регулирования общественных отношений. Это одна из наиболее дискуссионных проблем в современной теории права, особенно в аспекте изучения национального правосознания и правового менталитета. Правовой инфантилизм – одна из деформаций правосознания, означающая недостаточный уровень развития правовой культуры, отсутствие развитых правовых представлений о праве, государстве, законности, нормативности, неприкосновенности частной собственности, субъективных правах и юридических обязанностях и т.д. Патернализм – от лат. paternus – отцовский, отеческий. Это черта правосознания, которая предполагает наличие правовых представлений о роли государства как попечителя своих подданных, которому необходимо подчиняться. Следствием подобных представлений, как правило, является персонификация в массовом сознании самого государства и носителей верховной государственной власти. Этатизм – от фр. еtat – государство. Это направление общественной мысли, рассматривающее государство как высшую ценность, преувеличивая его значение в процессе исторического развития и отстаивающее приоритет государственных интересов по отношению к интересам отдельной личности. Эгалитаризм – концепция всеобщего равенства как принципа организации общественной жизни. Как черта национального правосознания сформировался в условиях многовекового существования общинной организации, что предполагало отсутствие частной собственности на землю и принцип равного землепользования и равного социально-правового статуса. Синкретизм массового правосознания – особенность национального правосознания, предполагающая переплетение правовых, морально-нравственных, религиозных представлений. Регулятивная функция правового менталитета – заключается в регулировании правового поведения. Она осуществляется посредством осознанных и неосознанных правовых установок, ценностно-правовых ориентаций. Аксиологическая функция правового менталитета заключается в том, что он способствует формированию соответствующей оценки явлений государственно-правовой действительности. Коммуникативная функция правового менталитета – заключается в том, что он транслируется от одного поколения к другому, обеспечивая преемственность правоаксиологических установок на различных этапах государственно-правового развития. Структура массового правосознания как сложно структурированного правокультурного феномена включает эмоционально-чувственные (психологические или эмоционально-образные компоненты); абстрактно-логические (рациональные или когнитивно-рациональные) компоненты; иррациональные, архетипические, смыкающиеся с правовым менталитетом. Интегративная юриспруденция – один из методологических подходов к правосознанию и праву в целом, предполагающий пересмотр позитивистских парадигм и функционально-структурных характеристик правосознания. Это понятие было введено в научный оборот в 50-е гг. XX в. американским исследователем Дж. Холлом. Среди апологетов синтезированной юриспруденции назовем А. Ященко, П. Виноградова, Б. Кистяковского, П. Сорокина, В. Графского, В. Лазарева, Ж.-Л. Бержеля, Дж. Бермана. Синтезированная, интегральная юриспруденция воспринимает право как комплекс семиотических образований, как сложноорганизованный и многофакторный объект познания, находящийся в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ресурсами и обобщения между различными правоведческими подходами. Интегральный уровень правового осмысления и обобщения связан с использованием антропологического и духовно-культурологического подходов к правосознанию и праву в целом. Духовно-культурологический подход к правосознанию интерпретирует его как феномен духа, что ставит его на особое место в системе юридических феноменов. Оно предстает ментально-психологическим явлением, которое образует специфическую нишу в социальном сознании, выполняя в нем роль центра юридической рефлексии и интенциональности. В данном контексте право есть элемент культурологического строя социума; нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности, социальных стереотипов мышления и действия субъектов; часть (компонент) духовной сферы общества, сегмент универсальной и национальной духовной матрицы, где выражены общие и конкретные представления о справедливости. Данный подход позволит исследовать преемственность глубоко укорененных на ментальном уровне правовых представлений, выявить соотношение динамичных и константных слоев массового правосознания, его конструктивного и деструктивного потенциала в обозначенные хронологические рамки. Антропологический подход к правосознанию исходит из примата существования конкретного человека над его абстрактной сущностью. Традиционный исторический анализ, исчерпывавшийся историей общественных классов и иных социальных групп, общественных отношений и конфликтов, обогащается здесь за счет исследования человеческой субъективности, духовного мира людей, который становится неотъемлемой составной частью истории. Это научное направление восходит к 20-30 гг. XX в., когда представители французской школы «Анналов» обосновали необходимость перенести центр исторических исследований от объективных социально-экономических отношений к анализу структур духовной жизни, к поиску фундаментальных устойчивых структур сознания. Представителями антропологического направления являлись Л. Февр, М. Блок, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель, Р. Мандру, Ф. Ариес и др.
[1] См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию права. Саратов, 1994; Малахов В.П. Философия права. М., 2002; Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001; Байниязов Р.С. Правосознание и правовая ментальность России. Саратов, 2001; Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет// Правоведение. 2000. №2. С.31-40; Байниязов Р.С. Роль правосознания в выработке и реализации государственной правовой политики// Правоведение. 1997. №4. С.173-174; Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы// Правоведение. 2001. №5. С.12-24. [2] См.: Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998; История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996; Валлерстайн И. Что после «Анналов»? (Судьбы и перспективы историографического направления)// Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг Школы «Анналов». М., 1993; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973; Февр Л. Бои за историю. М., 1991. [3] Исаев И.А. История России: Правовые традиции. М., 1995. С.3-4. [4] Синюков В.Н. Указ. соч. С.45. [5] См.: Малахов В.П. Философия права. М., 2002. [6] Графский В.Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция как теоретическое и практическое задание// Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца/ Сост. В.Г. Графский. М., 2006. С.140 [7] Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С.19. [8] Байниязов Р.С. Правосознание и правовая ментальность России. Саратов, 2001. С.6. [9] Графский В.Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция как теоретическое и практическое задание// Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца/ Сост. В.Г. Графский. М., 2006. С.140- 165; Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все ещё незавершенный проект// Правоведение. 2000. №4; Бержедь Ж.-Л. Общая теория права. Пер. с фр. М., 2000; Лазарев В.В. Истоки интегративного понимания права// Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца/ Сост. В.Г. Графский. М.: Норма, 2006. С.122-139; Рулан Н. Историческое введение в право: Учебное пособие для вузов. М., 2005; Холл Дж. Исследования по юриспруденции и криминальной теории. Нью-Йорк, 1958. [10] Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С.64-65. [11] Там же. С.3. [12] Там же. [13] Там же. [14] См.: Трушков И.Н. Социокультурные особенности отношения к закону. Дисс…к.ю.н. СПб., 1995; Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и российской ментальности. Дисс…к.ф.н. М., 1995; Шаповалов И.А. Формирование правосознания в Советской России в 1917-1920 гг. Дисс….к.ю.н. М., 2005; Вилков А.А. Менталитет крестьянства и российский политический процесс. Саратов, 1997. [15] См.: Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. [16] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1990. Т.9. С.424. [17] Там же. С.434. [18] См.: Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века// О России и русской философской культуре. М., 1990. [19] См.: Франк С.Л. По ту сторону «правового» и «левого»// Новый мир. 1990. №4; Франк С.Л. Этика нигилизма// Вехи. Из глубины. М., 1991. С.170-173. [20] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избр. статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. СПб., 1991. [21] Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Саратов, 2001. С.113. [22] Там же. С.39. [23] См.: Пастухов В. Культура и государственность в России. М., 2001; Одесский М. Древняя Русь: образы власти: Доклад на Третьих чтениях. М., 2000; Шульгин В.С. Государство российское: общество и власть. С древнейших времен до наших дней. М., 1996. [24] Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1999. С.15. [25] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948-1954 гг. в 2 т. М., 1993. Т.1. С.245. [26] Байниязов Р.С. Указ. соч. С.103. [27] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избр. статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб., 1991. Т.1. С.172. [28] См.: Пастухов В. Культура и государственность в России. М., 2001; Одесский М. Древняя Русь: образы власти: Доклад на Третьих чтениях. М., 2000; Шульгин В.С. Государство российское: общество и власть. С древнейших времен до наших дней. М., 1996. [29] Баранов П.П., Овчинников А.И. Указ. соч. С.83. [30] Байниязов Р.С. Указ. соч. С.100. [31] Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа, 1998. С.113. [32] Контарев А.А. Указ. соч. С.167. [33] Там же. С.9. [34] Контарев А.А. Указ. соч. С.10. [35] См.: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2000; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. [36] См.: Лубский Р.А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии. Дисс…канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999. [37] Шаповалов И.А. Указ. соч. С.58. [38] Ермоленко Т.Ф. Гувернаментализм как правовая норма российского общественного сознания. Историко–культурный анализ// Философия права как учебная и научная дисциплина. Материалы Всероссийской научной конференции 28-29 апреля 1999 г. Ростов-на-Дону, 1999. С.206-208. [39] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С.145. [40] Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Дисс….д.ю.н. М., 2001. С.419. [41] Там же. С.420. [42] См.: Берман Г. Западная традиция права. М..1999; Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. [43] Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Дисс….д.ю.н. М., 2001. С.422. [44] Там же. С.424. [45] Малахов В.П. Смыслообразующие идеи российского правосознания// Философия права как учебная и научная дисциплина. Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 1999. Ростов н/Д, 1999. С.221-223. [46] Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Дисс….д.ю.н. М., 2001. С.430. [47] Там же. С.432. [48] Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и российской ментальности. Дисс…к.ф.н.М., 1995. С.83-84. [49] Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский аспект Н.Н. Алексеева. Дисс…к.ю.н. Ростов, 2001. С.49-50. [50] Меняйло Д.В. Правовой менталитет. Дисс….к.ю.н. Волгоград, 2003. С.83. [51] См.: Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект Н.Н. Алексеева. Дисс….канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001. [52] См.: Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания. Дисс….д.ю.н. М., 2001. [53] См.: Альбов А.П. Проблема права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX-начала XX в. СПб., 2001; Российское сознание: психология, феноменология, культура Самара, 1994. [54] См.: Шатковская Т.В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юридической антропометрии. Ростов н/Д, 2000. [55] См.: Владимиров П.Е. Правовое творчество. М., 1905; Барсов Е. Очерки народного мировоззрения и быта. СПб., 1898; Кочаровский К.Р. Народное право. М., 1906; Тенишев В.В. Общие начала уголовного права в понимании русского крестьянства// Журнал Министерства юстиции. 1909. №7; он же. Правосудие в русском крестьянском быту. Брянск, 1907; Филиппов А.Н. История русского права. СПб., 1914; Леонтьев А.А. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах. СПб., 1909; он же. Волостной суд и юридические обычаи крестьян. СПб., 1895; Палибин А. Черты правосознания крестьян. Киев, 1905; Левенстим А.А. Суеверие в его отношении к уголовному праву// Журнал Министерства юстиции. 1897. №1-2; Якушкин Е.И. Обычное право. Вып.1. М., 1910; Никольский А.П. Земля, община и труд. Спб., 1902; Риттих А.А. Крестьянский правопорядок. СПб., 1904. [56] Шаповалов И.А. Формирование правосознания в Советской России в 1917-1920 гг. Дисс. …к.ю.н. М., 2005. С.70. [57] Там же. [58] Российская ментальность (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1994. №1. С.31; Лешков В. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века. М., 1859; Владимрский Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов, 1995. [59] Цит. по: Оболонский А.В. Драма российской политической истории. М., 1994. С.49. [60] Ковалева М.В. Ценность правовой культуры в представлениях российского общества XIX-начала XX в. Великий Новгород, 2001. С.81. [61] См.: Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск, 2000; Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995; Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993; Соловьев В.С. Оправдание добра. Соч. В 2-х т. Т.2. М., 1990. [62] См.: Черников М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культурной традиции// Общественные науки и современность. 1999. №2. С.164-175. [63] Овчиев Р.М. Указ. соч. С.102. [64] Там же. С.96. [65] См.: Баранов П.П., Овчинников А.И. Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006. С.81-82. [66] Байниязов Р.С. Указ. соч. [67] Овчиев Р.М. Указ. соч. С.98. [68] Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет»// Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып.3. М., 1999. С.36. [69] См.: Овчиев Р.М. Указ. соч. С.98. [70] Там же. С.103. [71] Российская ментальность: материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1994. №1. С.40 [72] См.: СинюковВ.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.181. [73] См.: Меняйло Д.В. Правовой менталитет. Дисс….канд. юр. н. Волгоград, 2003. С.45. [74] Капустин М. Юридическая догматика. Общая часть. Вып.1. М., 1868. С.106. [75] Ренненкампф Н.К. Очерки юридической энциклопедии. СПб., 1880. С.28. [76] Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. Харьков, 1908. С.256. [77] См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.1. М., 1910; Шершеневич Г.Ф. О чувстве законности. Казань, 1897. [78] Хвостов В.М. Общая теория права. М., 1914. С.80. [79] Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1902. С.145. [80] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. [81] Соловьёв В.С. Оправдание добра. СПб., 1897. [82] Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С.19. [83] Подробнее становление концепции революционного правосознания и большевистской политико-правовой парадигмы будет рассмотрено в разделе 1 главы 5. [84] СУ РСФСР. 1917. №4. Ст.50. [85] См.: Стучка П.И. Революционная роль права и государства. Общее учение о праве. М., 1924; Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964; Стучка П.И. Ленинизм и государство (Политическая революция). М., 1924; Рейснер М.А. Право и революция. Пг., 1917.; Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. М., 1925; Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм (Опыт критики юридических понятий). М., 1924; Вышинский А.Я. Законность революционная. М., 1976. [86] Гуревич А.Я. Некоторые аспекты изучения социальной истории// Вопросы истории. 1964. №10. С.51-68.; Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980. С.198-204.; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. [87] Рахманин В. С. Общественная психология и революционный процесс. М., 1987. [88] Соболев Г.Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 г. в период двоевластия. Л., 1973. [89] См.: Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. М, 1991; Бородин В.В. Воспитание правовой культуры у молодых сотрудников милиции. Автореф. дис….к.ю.н. Киев, 1989; Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореф. дисс... д.ю.н. Л., 1990; Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры// Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974; Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. Саратов, 1989. [90] См.: Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982; Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. [91] Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. М., 1991; Гранат Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1984; Молчанов А.А. Правовая культура в деятельности советской милиции: Вопросы теории и практики. Алма-Ата, 1989; Сальников В.П. Правовая культура сотрудников милиции. Л., 1983. [92] Величко А.М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур. Дисс…д.ю.н. М., 2001; Дробышевский В.С. Право в российской культуре. Дисс..к.ю.н.М., 1998; Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентаций западноевропейской и российской ментальности. Дисс…к.ф.н.М., 1995; Трушков И.Н. Социокультурные особенности отношения к закону. Дис…к.ю.н. СПб., 1995; Щедрин О.Г. Этнические особенности русского правосознания. Дисс…к.ю.н. Ростов н/Д, 2004; Мурашова С.А. Национальное правосознание в условиях российской правовой действительности. Краснодар, 2003. [93] Гулипп А.А. Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период. Дисс….к.ю.н. Кострома, 2005; Жикривецкая Ю.В. Правосознание россиян в переходный период развития общества: социально-философский анализ. Дисс….к.ф.н. Нальчик, 2004; Каратаев О.Г. Проблема восстановления национального правосознания русского народа как основа для формирования государственно-правовых отношений на территории исторической России. Дис…д.ю.н. М., 2000; Пчелинцев В.А. Трансформация правосознания общества в современной России: теоретико-правовое исследование. Дисс…к.ю.н. Уфа, 2004; Рябцев Р.А. Современная правовая реформа в России и правосознание: теоретико-правовые проблемы изменения правосознания граждан. Дисс…к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2005. [94] Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. №8. С.52; Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право. 1989. №10. С.20; Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали»// Правоведение. 1994. №2. С.43-49; Руденкин В.Н. Традиция правового нигилизма в русской политической культуре// Культура и традиция. Сб. ст. Екатеринбург, 1995; Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, 1998; Соловьёв Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права// Квинтэссенция. Философский альманах. Составители В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990; Вороненков Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм Теоретико-правовое исследование. Дисс…к.ю.н. Коломна, 1999; Радьков О.С. Правовой нигилизм в России: конец XX-начало XXI в. Дисс…к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2005. [95] Овчинников А.И. Самобытность российской правовой ментальности и методология её осмысления в юридической науке.//Северо-Кавказский юридический вестник. 2003. №1. С.52-74; Меняйло Д.В. Правовой менталитет. Дисс….к.ю.н. Волгоград, 2003; Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет. Дисс…к.ю.н. Ростов н/Д, 2006; Пивоваров Н.И. Правосознание и российский правовой менталитет. М., 2007; Сумилин А.Д. Особенности российского правового менталитета. М., 2007. [96] См.: Буховец О.Г. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в Российской империи начала XX в.: новые материалы, методы, результаты. М., 1996; Вилков А.А. Менталитет крестьянства и российский политический процесс. Монография. Саратов, 1997; Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917 гг.). М., 2000; Вронский О.Г. Крестьянство и власть (1903-1923 гг.). Тула, 1993; Данилова Л.В., Данилов В.П. Крестьянская ментальность и община// Менталитет и аграрное развитие России. М., 1996. С.40-57; Сенчакова Л.Т. Крестьянское движение в революции 1905-1907 гг. М., 1989; Шатковская Т.В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юридической антропометрии: Монография. Ростов-на-Дону, 2000; Кирьянов Ю.И. Менталитет рабочих России на рубеже 19-20 вв.// Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861-1917 гг. СПб., 1997; Коробков Д.М. Социокультурный облик рабочих горнозаводского Урала (вторая половина XIX-начало XX в.). Дисс…д.и.н. Челябинск, 2003; Полянская Ю.М. «Классические маргиналы» в социальной структуре Москвы. 1861-1914 гг. Дисс…к.и.н. М., 2004; Трифанков Ю.Т. Массовое сознание рабочих от зарождения до 1917 г. Дисс…к.и.н. Брянск, 2000; Шагушина А.В. Массовое сознание российского провинциального пролетариата на рубеже XIX-XX вв. на материалах Владимирской губернии. Дисс….к.и.н. Владимир, 2005. [97] Попов В. Закон ментальной идентичности: Почему реформы в России терпят поражение// НГ. Сценарии. 1997. №9. [98] См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1971; Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1999; Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002; Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., 1966; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979; Войтоловский Л.П. Очерки коллективной психологии: В 2-х частях. М., 1924. [99] Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967. С.6. [100] Столяренко Л.Д. Трансформация массового сознания россиян в транзитивном обществе. Ростов н/Д, 2000. С.14. [101] Догалаков А.Г. Массовое сознание: понятие, структура, функции Автореф. дис….к.ф.н. Алма-Ата, 1985. С.13; Ванштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990. [102] Шагушина А.В. Массовое сознание российского провинциального пролетариата на рубеже XIX-XX вв. на материалах Владимирской губернии. Дисс….к.и.н. Владимир, 2006. С.34. [103] Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996. С.5. [104] Там же. С.8. [105] Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. С.171; Ванштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990. [106] Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания// Вопросы философии. 1970. №8. С.92. [107] Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С.204. [108] Судас Л.Г. Указ. соч. С.86. [109] См.: Марченя П.П. Массовое правосознание и победа большевизма в России. М., 2005. [110] Щедрин О.Г. Этнические особенности русского правосознания. Дисс…к.ю.н. Ростов н/Д, 2004. С.15. [111] См.: Баталов Э Массовое политическое сознание современного американского общества: методология исследования// Общественные науки. 1981. №3. С.104-118; Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. [112] Уледов А.К. Указ. соч. С.169. [113] Там же. [114] См.: Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С.24-25; Шршеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. [115] Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С.43. [116] Там же. С.69. [117] Там же. С.56. [118] Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М., 1969. С.82. [119] См.: Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1959. [120] См.: Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973; Покровский И.Ф. Соотношение общественного и индивидуального правосознания. Л., 1970; Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970; Рябко И.Ф. Правовое сознание и правовое воспитание. Ростов н/Д, 1969. [121] См.: Байниязов Р.С. Правосознание и правовая ментальность России. Саратов, 2001. С.101. [122] Там же. [123] Байниязов Р.С. Указ. соч. С.108. [124] Щедрин О.Г. Указ. соч. С.16. [125] Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С.61. [126] См.: Здравомыслова А.Т. Фундаментальные проблемы социологии конфликта в динамике массового сознания// Социологические исследования. 1993. №8. [127] См.: Столяренко Л.Д. Указ. соч. С.13. [128] См.: Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Сущностные характеристики. М., 1997. С.71. [129] Судас Л.Г. Указ. соч. С.83. [130] См.: Общественная психология и коммунистическое воспитание. М., 1967. С.18. [131] Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С.153; Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М., 1969. С.102; Назаренко Е.В. Социалистическое правосознание и социалистическое правотворчество. Киев, 1968. С.35; Соколова Н.С. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание// Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов. Под ред. члена-корр. РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. М., 1999. С.384-413. [132] Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970 С.85-99; Покровский И.Ф. Правосознание как относительно самостоятельная форма сознания. Л., 1970. С.16-18; Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1976. С.50-54. [133] Айзенберг А.М. Право, нравственность и правосознание на социалистическом уровне. М., 1955. С.24-25; Сырцев В.А. Социалистическое правосознание в СССР. М., 1958. С.7; Вейнгольд Ю.Ю. Право как социалистическая категория. Фрунзе, 1962. С.203 и др. [134] Фарбер И.Е. Указ. соч. С.92. [135] Гранат Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1984. С.23. [136] Лукашева Е.А. Указ. соч. С.143. [137] Баранов П.П., Русских В.В. Указ. соч. С.20. [138] Марченко М.Н. Теория государства и права. Академический курс в 2-х т. М., 2003. С.381. [139] Там же. [140] Лукашева Е.А. Указ. соч. С.161-162; Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С.47. [141] Марченко М.Н. Указ. соч. С.381. [142] Бельский К.Т. Указ. соч. С.47-49, Назаренко Е.В. Указ. соч. С.34-35. [143] Овчиев Р.М. Указ. соч. С.102. [144] Там же. С.96. [145] См.: Баранов П.П., Овчинников А.И. Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006. С.81-82. [146] Байниязов Р.С. Указ. соч. [147] Овчиев Р.М. Указ. соч. С.98. [148] Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет»// Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып.3. М., 1999. С.36. [149] См.: Овчиев Р.М. Указ. соч. С.98. [150] Там же. С.103. [151] Российская ментальность: материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1994. №1. С.40 [152] См.: СинюковВ.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.181. [153] См.: Меняйло Д.В. Правовой менталитет. Дисс….канд. юр. н. Волгоград, 2003. С.45. [154] Лукашева Е.А. Указ. соч. С.128; Шегорцов В.А. Указ. соч. С.47. [155] Гречин А.С. Социология правового сознания: Учебное пособие для вузов. М., 2001. С.27. [156] Там же. С.109. [157] Баранов П.П., Русских В.В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры. Ростов н/Д, 1999. С.21. [158] Там же. С.20. [159] Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1986. С.56. [160] Байниязов Р.С. Указ. соч. С.108. [161] Там же. [162]Остроумов Г.С. Правовое сознание дйствительности.М., 1969. С.151. [163] Кириллов Н.П. Указ. соч. С.77. [164] Чефранов В.А. Указ. соч. С.54. [165] Столяренко Л.Д. Указ. соч. С.19. [166] Чефранов В.А. Указ. соч. С.55. [167] Столяренко Л.Д. Указ. соч. С.20. [168] Кириллов Н.П. Указ. соч. С.77. [169] Там же. [170] Столяренко Л.Д. Указ. соч. С.20. [171] Там же. С.21. [172] См.: Руденкин В.Н. Традиция правового нигилизма в русской политической культуре// Культура и традиция. Сб. ст. Екатеринбург, 1995; Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, 1998; Соловьёв Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права// Квинтэссенция. Философский альманах. Составители В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990; Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Саратов, 2001; Даниелян К.Р. Традиция и правосознание: (Историко-политологический аспект проблемы). М., 1999; Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. №8 и др. [173] Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Т.1-2. Ростов н/Д, 2005; Баранов П.П., Русских В.В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры. Ростов н/Д, 1999; Баранов П.П., Витрук Н.В. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы// Право и жизнь. 1992. №1-3; Баранов П.П., Овчинников А.И Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2006; Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали»// Правоведение. 1994. №2; Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право. 1989. №10; Варламова Н.Н. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. №1; Туманов В.А. О правовом нигилизме//Советское государство и право. 1989. №10; Вороненков Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Теоретико-правовое исследование. Дисс….к.ю.н. Коломна, 1999; Гулина О.Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России. Дисс….к.ю.н. Уфа, 2002; Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики. Дисс….к.ю.н. Н.Новгород, 2000; Радьков О.С. Правовой нигилизм в России (конец XX-начало XXI в.). Дисс…к.ю.н. Ростов н/Д, 2005; Сирин Р.А. Социальные и философские основы правового нигилизма. Дисс…к.ю.н. СПб., 1994; Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм. Дисс…к.ю.н. М., 2000; Федоренко К.Г. Правовой нигилизм. Дисс…к.ю.н. Н.Новгород, 2001 и др. [174] Теория государства и права/ Под ред. Н.И. Матузова. М., 1997. С.590. [175] Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали»// Правоведение. 1994. №2. С.43-49. [176] Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право. 1989. №10. С.20. [177] Там же. С.24. [178] Гойман В.И.Правовой нигилизм: пути преодоления// Советская юстиция. 1990. №9. С.3. [179] Гранат Л.Н. Профессиональное правосознание и социалистическая законность в деятельности ОВД. М., 1984. С.53. [180] Варламова Н.Н. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. №1. С.90. [181] См.: Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. [182] См.: Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики. Дисс….к.ю.н. Н. Новгород, 2000. [183] Баранов П.П., Русских В.В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры. Ростов н/Д, 1999. С.33; П.П. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991. С.84. [184] См.: Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991; Баранов П.П., Витрук А.Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы// Право и жизнь. 1992. №1. [185] Баранов П.П., Русских В.В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры. Ростов н/Д, 1999. С.34. [186] Российская газета. 24 января 2008. № 4571. [187] Там же. [188] См.: Руденкин В.Н. Традиция правового нигилизма в русской политической культуре// Культура и традиция. Сб. ст. Екатеринбург, 1995. [189] Цит. по: Даниелян К.Р. Традиция и правосознание: (Историко-политологический аспект проблемы). М., 1999. С.63. [190] См.: Соловьёв Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права// Квинтэссенция. Философский альманах. Составители В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990. [191] Даниелян К.Р. Указ. соч. С.91. [192] Там же. [193] Байниязов Р.С. Указ. соч. С.4. [194] Синюков В.С. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С.218. [195] См.: Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972. [196] См.: Горохов П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, 1998. [197] Российская газета.24 января 2008. №4571. [198] Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. №8. С.52; Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право. 1989. №10. С.20. [199] Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов к. XIX-нач. XX в.// Вопросы философии. 1991. №8. С.25. [200] Кистяковский Б.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание// Вехи. Из глубины. М., 1991. С.129. [201] См.: Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т. М., 1990. [202] Франк С.Л. Этика нигилизма// Вехи. Из глубины. М., 1991. С.170. [203] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. [204] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. [205] Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати. М., 1991. [206] См.: Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. [207] Кистяковский. В защиту права. (интеллигенция и правосознание). Вехи. Из глубины// Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1990. №3. С.49. [208] Толстой Л.Н. Письмо студенту о праве. М., 1911. С.9. [209] Толстой Л.Н. О праве// Голос студенчества. 1910. №1.
|